Дмитрий Михайлович Панин - биография, труды

Дмитрий Михайлович ПанинДмитрий Михайлович Панин родился в 1911 году в Москве, в семье адвоката. В 1940 году 29-летний инженер перед защитой диссертации был арестован по доносу человека, с которым делился мыслями в коридоре своей коммунальной квартиры. Последовало 16 лет тюрем, лагерей, ссылки: Лубянка, Лефортово, Вятлаг, Воркутлаг, спецтюрьма («шарашка») в Останкино, лагерь смерти в Спасске, каторжный лагерь в Экибастузе. В Вятлаге, на сороковой день неизлечимой в тех условиях болезни — пеллагрического поноса,— случилось чудо: Бог услышал его молитву и спас от смерти. Дальнейшую жизнь Дмитрий Папин, посвятил исполнению обета, данного Богу: «постоять за выполнение Его святой воли» и тем самым помочь простым труженикам. В 1972 году он решил уехать на Запад, чтобы иметь возможность завершить свои работы, задуманные еще в заключении, и до своей внезапной смерти в 1987 году отдал им все силы.

В первый раз работа «Как провести революцию в умах», написанная еще в СССР, появилась в 1973 году на русском, а затем по-французски. Более чем за 15 лет до «перестройки» Панин считал, что «уязвимость системы в страшном грузе совершенных преступлений, ошибочных концепциях, ложных целях, бесконечных средствах угнетения населения, непрерывной эксплуатации трудящихся, неслыханном закрепощении крестьянства, отсталости экономики, не обеспечивающей основных нужд населения, разрывом между крайне низким уровнем жизни населения и богатством класса партийных бюрократов... Гражданские свободы и демократия в области политической жизни и частная собственность в области экономики — смерть режима. Лидерам системы — Ленину, Троцкому, Сталину — это стало ясным с первых дней захвата власти в стране. Поэтому была введена диктатура и заработала машина террора».

«Большинство населения,— писал он,— всем существом, а не только умом, поняло лицемерие системы и то, что руководители Кремля зашли в тупик. Низкий уровень труда порожден самим режимом как реакция тружеников на огромные нормы выработки, низкие заработки и плохие условия на производстве. В результате — паралич сельского хозяйства. Качество машин и товаров катастрофически низкое, СССР продает только сырье и оружие, технология катастрофически отстала от Запада. Новое поколение растет в вечных недостачах, в атмосфере несвободы и полной бесперспективности и, несмотря на постоянное накачивание марксизмом, находится в явной оппозиции к режиму». И далее: «Население в целом невосприимчиво больше к внутренней пропаганде, как мокрая губка к новой порции воды. И наоборот, подобно сухой губке, оно жадно впитывает получаемую извне информацию о Советском Союзе. За немногим дело стало, чтобы воспринять идеи, помогающие освобождению от тирании и созданию нового правительства, сформированного из подлинных представителей народа». Это было сказано Паниным задолго до гласности, когда голосовали насильно за одного кандидата в списке.

Предложенный план революции современного типа — революции в умах — против диктатуры номенклатуры опирался на микробратства, т. е. на естественно образовавшиеся и проверенные годами группки людей, полностью доверяющих друг другу. В микробратствах обсуждались все проблемы в атмосфере полной свободы. Достаточно большое число людей имело уже в своем распоряжении транзисторы, позволяющие ловить передачи западных радиостанций. Поэтому огромную роль должна была сыграть правдивая информация миллионов микробратств с помощью радиостанции сил освобождения, как называл ее Панин, находящейся за пределами страны. Цель радиостанции — разоблачить преступления режима, показать пустоту марксизма и безбожия, предложить новую (философскую систему, развивающую в людях великодушие и исключающую мстительность и сведение счетов. Ибо большинство угнетателей не виновато в своих заблуждениях из-за полученного воспитания. Постепенно произойдет объединение микробратств с помощью мостиков, перебрасываемых от одного микробратства к другому, и возможно будет перейти к стадии забастовок. Центральным местом революции в умах Помин считал всеобщую забастовку. Польские события 1980 года подтвердили правильность его анализа. «Даешь право на забастовки!» — так озаглавлено письмо Панина другу в Москву, напечатанное по-французски и по-русски в 1981 году в журнале «Выбор», издававшемся в Париже Ассоциацией «Друзья Панина». «Право на забастовки, вот чего надо добиваться в первую очередь»,— писал он в этом письме — предвестнике забастовок в 1989 году в Кузбассе и Воркуте, вынудивших режим уступить требованиям бастующих. И в другом письме в Москву «Дорогому другу и брату» он объяснял: «Революция в умах стремится объединить людей умственного труда и тружеников заводов, транспорта, сельского хозяйства для осуществления всеобщей забастовки, которая нанесет смертельный удар режиму». Поэтому в статье «О стратегии борьбы с режимом», напечатанной в газете «Русская мысль» в 1978 году, а затем в сборнике статей Панина «Горе — не беда», он считал, что демократическое движение диссидентов должно стать забастовочным движением.

Национальная проблема занимает особое место в плане революции в умах. «Мы, русские, в первую очередь несем огромную ответственность за катастрофу 1917 года. Наш долг вернуть свободу и тем, кто из-за нас попал в ту же западню...» Заметим, кстати, что события 1917 года в России Панин не считал революцией, ибо эволюционное развитие народа было прервано искусственно (статья «Что следует называть революцией» в книге «Мир-маятник», 1977). «Но,— пишет Панин,— не следует помогать режиму делать ставку на ненависть к русским, виновникам всех бед, и на разжигание национальной розни между другими пародами». «Взаимная вражда народов и их разделение — подарок режиму в СССР». Панин считал, что «власть партийных бюрократов должна быть заменена правительством из межнациональных сил, которые смогут пресечь анархию и мстительные чувства... Волеизъявление народов, проведенное в честной обстановке, будет окончательным и законным решением». На сталинской каторге Панин видел, как маленькие народности в условиях господствовавшего русского языка естественно стремились объединиться в землячества и жили мирно, пока чекисты искусственно не натравливали их друг на друга. Там, в Казахстане, чеченцы и ингуши воспитывали своих детей в уважении к своему народу и его обычаям, для чего не пускали их в безбожную школу. Главной их силой была верность религии, и они отстояли свой народ. Неудивительно, что недавно ингуши, поддерживаемые своими соседями, потребовали установления устраненной в 1934 году их автономии в знак уважения их национального достоинства. В «Мире-маятнике» Панин ратует за установление самостоятельной государственности отдельных народов, если это отвечает их воле и экономически целесообразно. «В пределах каждого государства,— пишет он еще в 70-е годы,— национальным меньшинствам должны быть широко предоставлены автономия и права вольных городов». Но только сейчас, в 1990-м, Литва смогла твердо высказать свою волю, явив собой пример независимости для других республик.

«Род людской,— пишет Панин в своей последней рукописи «Держава созидателей», — использовал множество признаков для своего взаимного разделения: цвет кожи, вероисповедание, сословие, классы. Однако показательно, что отсутствует самое древнее деление людей на мирных, а нередко и праведных тружеников — авелей, и завистников, способных на убийство,— каинов». Исходя из этой бессмертной схемы, считал он, людей следует делить на созидателей и разрушителей, между которыми промежуточный слой неустойчивых. Созидателю требуются постоянные усилия для должного поведения, ибо в нем есть зерно разрушительного начала. И напротив, поскольку у человека свободная воля, то раскаянием, возвратом к Богу он может спасти свою заблудшую душу — каин может стать человеком доброй воли. Все, кто добровольно или по личной инициативе исполняет наиболее трудные, ответственные требования, этических законов и ведет борьбу с разрушителями, все они принадлежат к созидательным жизненным силам, к людям доброй воли. Это могут быть как верующие в Бога, так и агностики или атеисты в силу своего воспитания.

Жизнью человека управляют не только законы природы, но также этические законы, исполнение которых зависит от его свободной воли. Эти законы представляют собой законы созидания общества и требуют от созидателя неустанного самосозидания души и сознания, помощи неустойчивым для достижения ими того же уровня и решительного пресечения вредной для общества деятельности разрушителей. «Ведь Спаситель предупреждал христиан,— говорит Панин,— что носители злого начала способны не только нарушить, по и взорвать христианский мир и подвести человечество под владычество богоборческой сатанинской власти».

Вопрос свободы освещен в философии Панина — Теории густот. Свобода может быть высокой или низкой. Свободным следует считать действие человека, произведенное по его желанию и выбору, т. е. по решению сознания и воли. Действие, произведенное по выбору, но наперекор желанию,— полусвободно. Проявление высокой свободы имеет место, когда желание, сознание, воля слиты воедино и направлены на реализацию подвигов, требующих больших жертв. Поэтому путь к высокой свободе через длительное и упорное преодоление полусвободы требует преодоления большого сопротивления и самосовершенствования. Так же, как свободная воля человека Может привести его к высокой или низкой свободе, власть государства может привести народ к духовному расцвету или к звериным нравам. Люди со злой направленностью породили идею террора и в течение веков стали вести борьбу с Церковью, духовным благородством, высоким, образом мыслей. В результате, считал Панин, здание демократии осталось недостроенным. В современных демократиях все больше открыта дорога нарушениям в виде разнузданности нравов. Поэтому в обществе неизбежна власть, пресекающая преступные желания и поощряющая полезные действия. Каждое государство должно создать единство: власть — народ.

В предлагаемой Паниным философской системе доказано на основании достигнутого уровня наук, что вселенная с ее мирами, как физическим, так и трансфизическим, носителями жизни и человеком могла быть создана только творческим путем. В физическом мире отсутствует густота, способная обеспечить его саморазвитие. Во вселенной такая густота — Творец, создавший по Своему замыслу исходное сгущение, определившее миры и их дальнейшее развитие. Густота — первооснова всех вещей и явлений вселенной. Все предметы вселенной представляют собой густоты, потому и названа эта философия теорией густот. Универсальный характер густоты позволяет нарисовать убедительную картину вселенной. Понятие густоты неразрывно связано с предлагаемым объяснением пространства и времени. Пространство и время физического мира образованы из его частиц и густот, которыми управляет закон движения, вещей, открытый Паниным в 1950 году: любое явление происходит вследствие разности густот. В каждую вещь, в каждое единство физического мира время и пространство входят как обязательные составные части. Там, где нет пространства, нет времени. Душа принадлежит трансфизическому миру и соответственно состоит из частиц трансфизического мира. Для создания жизни требовалась творческая густота огромного уровня. Произвольное развитие от менее совершенного к более совершенному опровергается вторым началом термодинамики и законом движения вещей. Для устранения разрушительного энтропийного воздействия внешней и внутренней физико-химической среды на клетку требовался координирующий центр, способный обеспечить деятельность тончайших механизмов саморегулирования, репликации, усвоения, выделения. Для свершения эволюции живых существ посредством творческих мутаций требовалась Густота, обладающая разумом, волей, знаниями. Единство грандиозного Разума, Воли, Творческих возможностей и колоссального сопротивления, которое им надо было преодолеть, смогло образовать физический мир. Надо было, чтобы в него перешло огромное количество энергии, при обеспечении ее управления, из энергетического запаса вселенной для колоссального скачка от хаоса (начальной фазы Биг-Банга) к упорядочению. В физическом мире центр такого уравновешивающего действия отсутствовал. Для превращения беспорядочных движений в упорядоченные, подчиняющиеся единому закону всемирного тяготения, требовалось вмешательство кого-то, подчинившего вселенную Своим законам. Развитие всех циклов мироздания протекает благодаря управлению творческой Густотой энергетическими ресурсами вселенной. В особых условиях земля оказалась способной стать колыбелью жизни. Физический мир следует рассматривать как лабораторию Творца. Пространства физического мира, которые находятся от Него на расстоянии сотен световых лет, в пустоте лежат непосредственно перед Ним. Физический мир был создан последним и дальше других миров от божественного совершенства и гармонии. По предлагаемой гипотезе, вселенная представляет собой систему, образовавшуюся в результате сгущения и разрежения частиц, возникших при сгущении пустоты. Научные открытия, считал Дмитрий Панин, возможно рассматривать как узловые точки нашего познания, промежутки между ними говорят об огромных невиданных областях вселенной. Загадочность и сложность вселенной вынуждают мыслителей строить умозрительные системы, опережающие научные открытия.

«Постулаты марксизма и законы природы» (лекции, прочитанные в 1977 году в Королевском университете г. Кингстона в Канаде) включены в «Дополнение» к философии. Марксистскому пониманию материи, пространства и времени, сознания, происхождения жизни Панин противопоставляет универсальные законы природы — единственный критерий истины. В этом преимущество Панина перед другими, мыслителями, ибо только на гранитном основании этих законов любое отвлеченное положение становится осязаемым, доказуемым, жизненным.

Особое место занимает в «Дополнении» новая политэкономия — «Политэкономия на энергетической основе». Господствующие, к сожалению, марксистские понятия прибавочной стоимости и эксплуатации рабочих отвечают лишь с большим приближением эпохе раннего капитализма XIX века и совершенно неприемлемы для современных экономически развитых стран. Неприложимы они и к сельскому хозяйству. Маркс не понял физической стороны производственных процессов и полностью игнорировал роль творческих идей и открытий в производстве изделий. Для современного производства, широко использующего машины-орудия, работающие от природных источников энергии, положения Маркса неприменимы. Панин исходит из универсального закона сохранения энергии. С точки зрения затрат энергии он определяет ручную, автоматизированную, умственную работу. В новой политэкономии дано определение прибавочного труда, установлен источник оплаты экзистенциальных (бытовых) расходов работников, рассмотрены формы индустриальной и экзистенциальной эксплуатации человека человеком и обществом в странах свободного мира и в странах с тоталитарным режимом.

В 1974 году вышел по-французски «Осциллирующий мир», который по-русски был издан только в 1977 году под названием «Мир-маятник». «Развитие мира,— писал Панин,— можно уподобить размаху маятника, т. е. переходу из одного крайнего положения в другое... Успехи науки и техники, мировые войны, возросшие международные связи, вмешательство сверхдержав в жизнь других стран, наличие оружия массового уничтожения и многие другие причины вынуждают народы развиваться совместно... Но политическое и экономическое положение в странах различно. Мир охвачен жаждой преуспеяния в ущерб духовным запросам. В богатых странах свободного мира уже появились признаки разложения, другие его формы существуют в странах с коммунистическим режимом». Панин считает, что в конечной точке размаха маятника (в критической точке) люди доброй воли всех стран земного шара, вооруженные сильными, научно обоснованными идеями усовершенствования общества, могут совершить решающий перелом и преодолеть надвигающийся распад. Только мощный этический контроль может защитить от происков зла. Новый размах маятника (новая осцилляция) переведет человечество на более высокую ступень духовного развития. Ни один народ в наше время не в состоянии развиваться в одиночку, ибо в состоянии его упадка только из его недр не может появиться нужное число людей доброй воли, которые не дадут остановиться миру-маятнику, несмотря на огромное сопротивление разных сил. Основы свободного мира, говорит Панин, следует совершенствовать, но не подвергать коренной ломке, тоталитарные режимы надо заменить правительствами из подлинных представителей народа, странам Третьего мира надо не просто помогать, но создать условия для их полноправного развития соответственно национальным традициям.

Христос явил пример борьбы со злом с помощью сил добра. Он показал, что великие цели достигаются применением наиболее совершенных средств. И для победы над системой насилия следует применить более совершенные средства, чем средства врага. Частная собственность — неотъемлемое право каждого человека; она обеспечивает ему свободу и независимость. Отсюда и основные принципы людей доброй воли: благородство души, право на борьбу, частная собственность незыблема, сила против насилия, цель определяет средства, быть бесстрашным согласно завету Спасителя. В статье «Правота и права человека» Панин говорит о злоупотреблении модным лозунгом «права человека» и забвении правоты человека, связанной с выполнением его обязанностей. В одной из своих основополагающих работ, «Созидатели и разрушители», Панин писал:

«Россия могла стать центром мирового порядка и благородного традиционного начала благодаря своему местоположению, огромным размерам, природным богатствам, даровитому выносливому пароду... Крайне ответственная миссия России в мире могла быть осуществлена при сильной самодержавной власти, опирающейся на широкие слои населения. Такая власть могла иметь место в России, ибо ей исторически были присущи принципы народности, соборности и выборности местных властей. В мечте Достоевского о Москве — Третьем Риме была глубинная правда, но из-за ошибок и недомыслия правящего класса России обернулась эта мечта своей дьявольской противоположностью в виде третьего интернационала».

«Становление новой России,— пишет Панин в «Державе созидателей»,— требует разрешения тысяч задач, простых и сложных... В ходе налаживания жизни в стране будет идти постепенное становление общества созидателей». Ибо Панин считает, что «миллионы искалеченных режимом людей нельзя просто спихнуть в систему либерального хозяйства, где маломощные предприниматели оказываются беззащитными и зачастую обречены на исчезновение. Падших, сбитых с толку, опустошенных, обленившихся, возненавидевших труд и не имеющих понятия о добросовестном отношении к делу людей общество должно прежде возродить». В Обществе независимых, предлагаемом Паниным, два сектора: энергии и жизни. Для очищения общества от сил зла необходим этический контроль (служба защиты). Лишь под воздействием благородного начала возможно исправление и усовершенствование мира. И поэтому в секторе жизни служба этического контроля, доверенная рыцарям духа из когорты людей доброй воли, защищает независимость и экономическую самостоятельность жизнеспособных предприятий. В этом секторе постепенно будет восстанавливаться разрушенная деревня в русле хуторских, фермерских хозяйств. Только трудолюбивые усилия крестьян-собственников, спокойных за свое будущее, при деятельной помощи государства и Палаты регулирования смогут вернуть плодородие почве, истерзанной за 70 лет владычества режима. Все мелкие предприятия войдут в сектор жизни, и возможно будет восстановить ценные ремесла и кустарные промыслы. Тяжелая, машиностроительная, обрабатывающая, военная промышленности и многие научно-исследовательские институты войдут в сектор энергии. В секторе энергии — конкуренция крупных партнеров, в секторе жизни — мелких предпринимателей. «Экономическая основа общества созидателей в разделении на секторы, — считает Панин, — в рынке-конкуренции под надзором Палаты регулирования и этического контроля». Тогда «плановость быстро превратится в кошмарное воспоминание лихолетья».

Очень нужна, сегодняшней России программа первоочередных экономических преобразований, предлагаемая, Паниным: все жилые дома становятся собственностью жильцов, все запасы продовольствия (включая резервные) распределяются по твердым ценам среди населения, все государственные предприятия превращаются в акционерные компании с равным распределением акций между их постоянными служащими или рабочими, разрешена любая частная инициатива, бывшим колхозникам и батракам совхозов раздаются земли и обобществленный скот, военная промышленность максимально переводится на гражданские нужды, широко привлекаются иностранные предприниматели для образования отделений и фирм. Ставка революции в умах, пишет Панин,— на людей, которым поручены ответственные участки не за партийный билет в кармане, а за умение и способности. К счастью, еще немало таких людей, без которых котлы взрываются, станки и машины выходят из строя, поезда сходят с рельсов. Из них будет создано ядро сил освобождения. Партийный билет — не цвет кожи, который не переменишь, и из 17 миллионов членов КПСС несколько миллионов в душе принадлежат силам освобождения. И Панин заключает: «У нас крепкая уверенность в нашем светлом будущем. Порукой тому творческие силы могучего народа, разорвавшего свои оковы». «Борьба за Общество независимых в русле исполнения этических законов будет выковывать людей доброй воли». «...Образование новой России должно быть на прочных основаниях... они должны отвечать... главным заветам Спасителя». «Единственный путь спасения человечества и его расцвета в исполнении воли Бога (во исполнение высших этических законов)».

В брошюре Солженицына «Как нам обустроить Россию?» (1990), опубликованной не только на Западе, но и в СССР, много мыслей Панина, перечисленных выше и вошедших в публикуемый ныне сборник «В человеках благоволение». Солженицын тоже считает, что всеобщее изобилие не венец человечества и высокий уровень всех государственных властей недостижим без установления над ними этического контроля. При людском, благородстве допустим любой добропорядочный строй. Человеческая свобода включает добровольное самоограничение. Наши обязательства всегда должны превышать предоставленную нам свободу. Независимого гражданина не может быть без частной собственности. Женщина должна иметь возможность вернуться в семью для воспитания детей, таков должен быть мужской заработок. Солженицын, как и Панин, констатирует, что демократия не в самой здоровой своей поре, говорит о прикрытии равнодушия к понятиям Добра и Зла «плюрализмом идей», о диктатуре моды, о несовершенстве лозунга «права человека». Он тоже призывает отстоять душу, явить пример бесстрашия по завету Христа и тоже предлагает рассредоточение жизни, регулирование производства, защиту мелких предприятий, земства, Совещательную Думу, Думу от сословий (по отраслям), комиссию экспертов, преследование уголовно тайных союзов. Дмитрий Панин считал, что сильные идеи должны привлечь к себе людей, и неудивительно, что его идеи — в брошюре Солженицына, основанной «на истории русской мысли за столетие».

«Он жил на Западе,— писал на его смерть писатель Владимир Максимов, — не меняя выстраданных им еще на родине правил и принципов: прямой, бескомпромиссный, целеустремленный». Поэтому его лагерные записки, вышедшие на Западе на русском, французском и английском языках под названием «Записки Сологдина», а недавно в Москве под названием «Лубянка — Экибастуз», занимают особое место в лагерной литературе. Это книга о победе силы духа, о победе добра над злом, где автор не просто описывает факты, но делится размышлениями с читателем, призывая его быть судьей.

«В нем было нечто от средневекового рыцаря, смолоду посвятившего себя, служению Богу и Прекрасной Даме — для Панина ею была Россия — и никогда не нарушившего своих обетов», — констатировал в некрологе о нем журнал «Континент».

Поэтому я глубоко признательна издателям этой книги, благодаря которым идеи философа, мыслителя, ученого, тираноборца Дмитрия Папина становятся достоянием читателей его отчизны.

Исса ПАНИНА. Февраль 1991

Источник: Панин Д.М. В человеках благоволение: Философия. Социология / Сост., предисл. И. Паниной. - М.: Издательское предприятие "Обновление", 1991. - 416 с.