Этические принципы людей доброй воли

*Из книги "Мир-маятник" и "Созидатели и разрушители".

Эти принципы для тех, кто:

— не обольщается химерами и хочет строить жизнь на прочных основах мироздания;

— убежден в недопустимости безответственности и встревожен судьбой человечества;

— возмущен произволом, насилием, подлостью, обманом, коварством, низкими средствами борьбы, сделками с совестью и злом;

— способен сделать жесткие выводы;

— хочет подчинить свою жизнь высоким целям;

— жаждет правды, справедливости, законности;

— ищет смысл жизни и способен постичь или постиг необходимость выполнения людьми воли Бога;

— хочет быть благородным в мыслях, чувствах, делах и способен признать превосходство другого в уме, воле, знаниях, высоком строе души, доблести.

Принципы направлены против тех, кто:

— поддерживает злодеев, мучителей, убийц, деспотов, диктаторов и их пособников;

— хочет жить за счет другого;

— предается лени, безразличию, трусливому выжиданию;

— попирает и ставит вне закона справедливую борьбу людей за свои права;

— не хочет расстаться с лжеучениями, извлекая из них прибыль.

I. Благородство души

В первой части этой книги при изучении триединства Бога я пришел к следующему выводу: развитие единств из положительных величин разных уровней приводит к благу. Эти единства обязательно должны пребывать в силовом поле того же знака.

Применительно к объединениям людей доброй воли это означает, что:

— взаимодействие и борьба противоположностей в таких единствах, как правило, проявляются в благородных поступках;
— следует удалять из единств всех, кто неспособен к благородным формам борьбы, то есть тех, кто запятнал себя низкими поступками 1;
— одинаковый положительный знак единств требует единомыслия в центральных вопросах.

Первый принцип людей доброй воли: Благородство души. Этот принцип положен в основу объединения людей доброй воли, поэтому они возможны на достаточно высоком уровне. В будущем, согласно этому принципу, будут создавать общественные учреждения.

1 В отдельных случаях возможно перевести на начальный уровень единства тех, кто совершил низкий поступок.

II. Свобода через полусвободу

Я предлагаю считать:

свободным — действие человека, произведенное по его желанию и выбору, то есть по решению сознания и воли;

полусвободным — действие, произведенное по выбору, но наперекор желанию;

нарушением — действие, произведенное в результате победы желания над противодействующим ему выбором;

принудительным — действие, совершенное вопреки желанию и согласно выбору, навязанному чужой волей;

рабским — действие, совершаемое по выбору чужой воли, при условии, что оно не противоречит желанию человека или даже с ним совпадает. Чувство протеста в этом случае сглаживается или даже исчезает;

произвольным — действие, нарушающее связи или обязательства между людьми (традиционные правила, узаконенные отношения, договоры).

Полюсы свободы

Проявление свободы зависит от желания и сделанного выбора. Соответственно свобода может быть высокой и низкой.

Проявление высшей свободы имеет место, когда желание, сознание, воля слиты воедино и направлены на реализацию подвигов, требующих подлинных жертв, вплоть до смерти. Путь к высшей свободе преследует высокие цели, проходит через длительное и упорное проявление полусвободы и требует преодоления сопротивления. Самоусовершенствование может стать частью этого пути.

Нарушение — путь к низкой свободе. Оно возможно при разрежении душевных сил и увеличивает зло на земле.

Достижение свободы

Состояние полусвободы резко преобладает у большинства людей, когда они думают, работают, совершенствуются. На протяжении своей жизни человек неоднократно проявляет чрезмерную свободу, когда идет на компромисс желания и сознания должного, то есть совершает нарушения.

Чувство любви сплавляет желание и выбор: ученый, миссионер, альпинист, любой мастер своего дела преодолевают большое сопротивление, не замечая усталости, риска, опасности. Далеко но у всех проявление свободы стойко и длительно, и спасительным оказывается состояние полусвободы, которое дает возможность, накопив силы, снова войти в сферу свободы.

Свобода человека и универсальные законы природы

Если выбор и желание совпадают, то они не являются борющимися противоположностями и не образуют единства. Воля вступает в борьбу с желанием, как только сознание начинает замечать недопустимые для поведения элементы и оказывать им противодействие. В результате образуется действующее единство воли и желания. Это единство характерно для состояния полусвободы. При нарушениях, когда воля побеждена желанием, единство сильно ослаблено. Если воля сломлена, то единство распадается. Воля и мысль могут сдержать желание, поэтому их роль огромна.

При принуждении человека воля борется с желанием. Одновременно напор желания и протест сознания направлены против порабощающего воздействия принуждения и оказывают отрицательное влияние на процессы и результаты подневольной деятельности.

В состоянии рабского подчинения желание значительно ослабляет протест.

Согласно закону движения вещей преобладающая в данный миг густота (воля или желание) определяет направление движения. Поэтому огромное значение имеет обуздание низких желаний с помощью морали (преодоление сопротивления, ведущего к пагубным последствиям).

Стойкое стремление к свободе у всех людей свидетельствует о глубоких органических корнях этого чувства в человеке. Это поразительное явление на основе общей теории относительности подтверждает догмат о свободной воле человека.

В искусственно созданных условиях голод, жажда, боль, лишение сна могут вытеснить стремление к свободе1. Но такое резкое отклонение от нормы возможно только временно, на тот период, когда переживания заменяют стремление к свободе. Замена возникает согласно второму2, а не третьему3 закону развития.

1 Например, если заключенного длительное время морить голодом, то он начнет мечтать о куске хлеба, а не о свободе.
2 Например, недостаточное количество питания вызывает голод (качество), который вытесняет другие чувства и стремления (другие качества). Насыщение (получение нужного количества питания) устраняет голод и возвращает человека к другим чувствам и желаниям (исходному качественному состоянию).
3 В этом случае происходит возврат к прежнему качеству, а не отрицание отрицания.

— По-разному определяют уровень допускаемой свободы христианские догматы и постулаты лжеучений.

— Полусвобода как единство желания и воли объясняет неизбежное существование в человеческом обществе властей, пресекающих преступные желания и поощряющих полезные действия.

Второй принцип людей доброй воли: Свобода через полусвободу.

III. Сила братства

Необходимость братств согласно законам мироздания

Идея братства вытекает из сущности учения Иисуса Христа и из его действий. Двенадцать Апостолов — первое христианское братство. Католическая Церковь правильно воплотила идею братства в монашеские и рыцарские объединения (ордена). Эти добровольные содружества людей действуют по обязательному уставу. Рыцарские братства оказали огромную услугу христианскому миру: расширили его пределы и отстояли независимость Европы. Монашеские братства сделали большой вклад в развитие культуры.
Направление развития каждого единства определяется вторым законом диалектики, то есть зависит от количества и качества усилий, воздействующих на это единство.

Двадцатый век продемонстрировал колоссальную силу воздействия людей, объединенных и сцементированных одной идеей, на историю человечества *.

* Коммунистические и национал-социалистические партии показали пример силы объединения и организации. Но такие объединения, конечно, не следует рассматривать как братства.

Закон движения вещей требует создания больших боевых густот для преодоления сопротивления и поддержания положительного силового поля. Он подтверждает преимущество сомкнутого строя людей доброй воли, которым единое руководство братства обеспечит достижение общей цели.

По сравнению с неживой природой жизнь — процесс несравненно более совершенный и связан с уменьшением энтропии (второй закон термодинамики). Поэтому появление и существование жизни было маловероятно. Духовное благородство тоже несравненно более совершенно, чем низость и коварство. Соответственно, существование благородства в обществе — процесс маловероятный, и человек должен посвятить себя формированию благородного духа. Глубокая вера в догматы Церкви и пребывание в братствах носителей благородного начала («рыцарей духа») способствуют победе благородства в душе.

Третий принцип людей доброй воли: Сила братства.

IV. Равенство равных

Неравенство в природе

Строго говоря, равенство в физическом мире могло бы иметь место только при существовании вещей, составленных из абсолютно одинаковых частиц, которые расположены в тех же координатах одного пространства и претерпевают абсолютно равные изменения во времени.

В науке и технике из всех мириад неравенств физического мира можно использовать и сопоставлять только сходные величины: равновесные состояния различных объектов, потоки частиц, перешедшие из одной вещи в другую.

Духовное, умственное, волевое неравенство людей общеизвестно.

Значение неравенства

Неравенство — основа всех явлений бытия, так как все подчиняется закону движения вещей. Неравенства (разности) густот создают движение вещей и явления.

Неравенство величин, составляющих каждое единство,— причина образования противоположностей.

Переход количества в качество и обратно возможен лишь вследствие разницы уровней величин, определяющих развитие.

О равенстве людей

О равенстве людей говорят много, но от разговоров люди не становятся равными. Когда сравнивают людей друг с другом по их способностям, силам, труду, воле, возникают подвижные соотношения. Из этих соотношений можно отобрать группы с относительно сходными признаками. В пределах этих групп условно существует равенство людей, поэтому эти группы можно назвать равенствами равных. Когда рассматриваемые качества отклоняются от определенного уровня, равенство колеблющихся групп нарушается.

Неравенство как движущая сила общества

В определенных границах неравенство в сфере человеческих взаимоотношений — движущая сила к образцам высокого совершенства.

Чтобы приблизиться к этим образцам, нужно:

— научиться сурово обличать свои недостатки и признавать чужие достоинства;

— объединить носителей благородного начала (людей разного уровня) в союзы, лиги, братства;

— установить моральные и законодательные ограничения, чтобы помешать злоупотреблению неравенством;

— опираться на благородное начало при организации этического контроля.

При изучении любых явлений следует вскрывать лежащее в их основе неравенство.

Чтить женщину

В прекрасной женщине мы видим отсвет Богоматери и велико ее назначение в жизни. Здоровое духом и телом потомство — залог будущего человечества, и достижению этой цели во многом способствует подготовленная к материнству женщина, любящая детой и заботящаяся о них. Женщина, посвятившая себя семье, заслуживает наивысшего уважения, и общество, которое это понимает, достигло высокого уровня развития. Женщине-матери должны быть предоставлены особые права в обществе, и тем более если она совмещает материнские и супружеские обязанности с работой или общественной деятельностью. Прекрасен удел женщин, посвящающих свою жизнь Богу, служению ближним, помогающих страждущим, активно содействующих борьбе за достижение высших форм жизни. Разговоры о равенстве женщин следует свести к ее почитанию и оказанию ей всяческой поддержки и помощи.

Четвертый принцип людей доброй воли: Равенство равных.

V. Право на борьбу

Жизнь людей представляет развитие множества единств, образованных из борющихся противоположностей.

Борьба — основное естественное состояние каждого человека и всех общественных отношений. Запрет борьбы приводит к прекращению развития. Рабство начинается там, где людей лишают нрава на борьбу.

Успех борьбы решают количество и качество усилий, направленных на достижение поставленной цели (второй закон диалектики) 1.

Согласно закону движения вещей, жизнь человека — преодоление сопротивления, то есть постоянная борьба.

Христос — великий образец борьбы человека со злом с помощью сил добра2. Вероучение Христа требует от нас неуклонной борьбы с внутренним и внешним проявлениями зла.

Согласно универсальным законам природы, борьба заполняет жизнь людей. Следовательно, каждый человек имеет на нее право. Это право никто не должен отнять.

Пятый принцип людей доброй воли: Право на борьбу.

1 Если потери и убытки не сопровождались в ходе борьбы выделением зла и не были совершены из злобных побуждений, то они — естественный результат борьбы, а не зло, наносимое друг другу. Когда человек побеждает в одном, он часто теряет в другом. Если поражения постоянно сопутствуют человеку, то это свидетельствует о его слабости, неподготовленности, то есть о необходимости перемены занятий или приобретения опыта, знаний.
2 Христос бесстрашно обличил фарисеев и книжников, не раз пытавшихся его схватить и уничтожить. Он изгнал торговцев, позоривших храм. Он дал образец действенной и мужественной борьбы со злом в разных его проявлениях. Заповеди блаженства и требования учения Христа — вершины, к которым мы обязаны стремиться. При этом мы непрерывно преодолеваем внутреннее сопротивление, обуздывая страсти, низменные инстинкты, слабости. Послания Апостолов, Апокалипсис, Ветхий Завет проникнуты тем же духом борьбы со злом за выполнение воли Бога. В Евангелии наиболее ярко воплощено учение о развитии добрых сил и о борьбе, исключающей проявление зла.

VI. Цель определяет средства

Великий пример Спасителя и Его учение указывают на выбор средств борьбы. Христос вел непримиримую борьбу со злом во всех его проявлениях: отвергал сделки со злом, прямо и открыто обличал его носителей и любую неправду. Силой духа и бесстрашием он умел усмирять бушующие страсти, направленные против него. Он требовал от себя безусловного выполнения воли Бога, сливая с ней Свою волю.

Христос показал нам, что великие цели достигаются применением наиболее совершенных средств борьбы. Он доказал, что нельзя прийти к Царству Божию и Царству Небесному, пуская в ход средства, преследующие низкие цели. Только с помощью доброй силы, любви и других христианских добродетелей можно достичь Царства Божиего и Царства Небесного.

Достижение любой цели согласно законам развития требует образования активного единства средств и цели. Чем сложнее цель, тем совершеннее должны быть средства для ее достижения. Невозможно достигнуть цели, применяя негодные средства. Для достижения благородных целей следует применять только безупречные средства.

Цель определяет средства. При применении неадекватных средств нельзя достигнуть поставленной цели или она превращается в иную. Этот принцип имеет силу закона природы и широкое практическое применение.

Согласно закону движения вещей, любое явление происходит вследствие разностей густот. Любая цель представляет определенную густоту частиц, которая образуется при преодолении сопротивления. Необходимые для достижения цели средства (густоты), с помощью которых можно образовать разности густот, должны быть правильно выбраны. Чтобы достигнуть более сложной цели, следует применить более совершенные средства.

Из принципа вытекает метод последовательного приближения: ряд повторных действий обеспечивает применение все более совершенных средств для достижения цели. Вся разумная деятельность людей построена на применении этого метода. Новое открытие нельзя сделать без необходимых приборов и оборудования, то есть без применения необходимых средств и решений. Когда средства для достижения цели оказываются недостаточными, от них отказываются и используют более совершенные средства. Иногда более высокую поставленную цель приходится временно отложить и заменить другой, навязанной врагом. Средства борьбы должны отвечать новой цели. Применение более совершенных средств может способствовать победе над врагом. Если силы добра будут действовать, применяя негодные средства, то они не одержат настоящую устойчивую победу и отклонятся от высоких целей.

Если всеобщего счастья человечества предполагают достичь такими средствами, как подавление личности, террор и другими им подобными, то заранее можно сказать, что эти средства приведут к тирании и рабству. Абсолютно ошибочно широко распространенное мнение, что «цель оправдывает средства».

Когда человек переходит ко все более совершенным средствам и приемам борьбы, даже при неудачах и внешних поражениях он компенсируется скрытой наградой в виде сгущения духа, сознания исполненной воли Бога, что возможно только при наличии сильной веры.

Вышеуказанный принцип (цель определяет средства) доказывает, что:

— подвиги, доблесть, благородное отношение к людям (в частности, уважение к женщине) — высшее проявление разумного начала, а не только выражение высокого строя души;

— рост и широкое распространение благородства, честности, порядочности тесно связаны с процветанием, обилием счастья и поражением зла. В таких условиях благородство перестает быть привилегией единиц и становится нормой поведения многих;

— объединение людей благородного духа в братства — одно из самых действенных и радикальных средств в завоевании высших форм жизни;

— действенный этический контроль тоже должен опираться на благородное начало души.

Шестой принцип людей доброй воли: Цель определяет средства.

VII. Сила против насилия

Насилие — это произвольное применение силы по преступным мотивам для угнетения, вопреки законам, освященным Церковью и традициями. Применение разумной силы обычно связано с любовью, насилие — с ненавистью и злобой1. Разумное применение силы уменьшает энтропию, так как относится к области созидания. Насилие ее увеличивает, так как относится, в конечном итоге, к области разрушения.

Из пятого и шестого принципов вытекает седьмой принцип (сила против насилия). Его можно выразить следующим образом: Чтобы одержать победу над системой насилия, следует применить средства, которые должны быть более совершенными, чем средства врага и, во всяком случае, им не уступать.

Этот принцип применяется:

— при нападении любых насильников (убийц, грабителей, террористов);

— против любых заговорщиков и захватчиков;

— в оборонительных и освободительных войнах.

Системы, ведущие борьбу с применением разумной силы, должны стремиться к победе, используя дозволенные, а в идеале только благородные средства борьбы. Этот вид борьбы должен происходить:

— в мириадах жизненно необходимых единств;

— в искусственно созданных единствах для гимнастических упражнений, забав, спортивных состязаний, скачек, поединков.

Существует мнение, что вооруженная борьба недопустима.

Христос не отрицал необходимости применения оружия при защите от нападения диких зверей, разбойников и т. п. Но Он разрешал это только тогда, когда все остальные средства невозможны или исчерпаны2.

1 Элементы любви в ее низменных проявлениях иногда присутствуют при совершении насилия (самолюбие, себялюбие, любовь к воображаемому отвлеченному человеку).
2 «Тогда Он сказал им: но теперь, кто имеет мешок, тот возьмет его, также и суму; а у кого нет, продай одежду свою и купи меч; ...Они сказали: «Господи! вот здесь два меча.
Он сказал им: довольно... Бывшие же с ним, видя, к чему идет дело, сказали Ему: Господи! не ударить ли нам мечом? И один из них ударил раба первосвященникова и отсек ему правое ухо. Тогда Иисус сказал: оставьте, довольно. И, коснувшись уха его, исцелил его» (Лк. 22, 36. 38. 49—51).

Христос как Бог знал законы мироздания в полном объеме и потому был великим реалистом. Он признавал государственную власть1, то есть государство и государственную деятельность, которые неразрывно связаны с вооруженным вмешательством, нередко приводящим к военным столкновениям. Следовательно, Христос допускал войны, как институт, действующий во время гражданских неустройств и столкновений между государствами.

В острых ситуациях Христос требует не только исполнения гражданского долга, но и добровольного активного отважного вмешательства в защиту тех, кто не может сам это сделать2.

1 «...отдавайте кесарево кесарю» (Мф. 22.21).
2 «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15, 13), завещал нам Христос.

Христос имел в виду людей, злоупотребляющих богатством, а не воинов, когда сравнил трудность для человека достижения Царства Небесного с возможностью для верблюда пройти через «игольные уши» (Мф. 19, 24).

Иисус Христос — отважный благородный борец, выразитель идеалов рыцарства — подтвердил заповедь «не убий», но не сказал «не воюй». Он ни разу не обличал ни воинов, ни военачальников, следовательно, признавал возможность войны. Отражать военное нападение и помогать погибающим в других странах не означает находиться в противоречии с христианством. Наоборот те, кто спокойно и равнодушно живут, ничем но помогая людям, когда на них напали убийцы и поработители, те, кто спокойны, когда льется кровь невинных жертв, гораздо дальше от Христа, чем те, кто помогают бедствующим, рискуя своей головой.

Апостол Павел сказал: «Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим. 14, 17). Кто по доброй воле пошел защищать правое дело и выполнил с честью свои обязанности, достигнет мира и радости в душе.

Некоторые христиане в спорах, но очень редко на деле, ссылаются на заповедь Спасителя о том, что надо подставить другую щеку обидчику. Но в заповеди речь идет об оскорблении, а не об убийстве, и христианин имеет полное право вступить в бой, когда на него нападают.

Если, однако, христианин настолько высок и силен духом, что без применения оружия выходит победителем над убийцами, то это означает, что он действительно достиг духовного могущества и, следовательно, с полным правом вел борьбу на наивысшем христианском уровне. Но он может отважиться на такую борьбу, если рискует только своей жизнью и не подвергает опасности других.

Не менее важны следующие слова Спасителя: «Когда Он сказал это, один из служителей, стоящий близко, ударил Иисуса по щеке, сказав: так отвечаешь Ты первосвященнику? Иисус ответил ему: если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня?» (Ин. 18, 22, 23). Спаситель вовсе не требует, чтобы человек безропотно сносил удары, и разрешает ему вести благородную борьбу. Человек может подставить вторую щеку под удар, но, когда его сердце проткнули ножом, у него не появится другое.

Мы должны подражать действиям Христа: они для нас не менее важны, чем Его слова. Прежде чем браться за выполнение Его высочайших поучений, надо проделать огромную созидательную работу по совершенствованию своей души. Сразу этого достигнуть нельзя. Нужно исправить ошибки, преодолеть огромные препятствия. Каждая эпоха по-своему приближалась к идеалам, указанным Спасителем.

Убийство — это лишение человека жизни с помощью насилия. Убийца располагает гораздо большими средствами и использует вероломные приемы, как неожиданность нападения, неподготовленность жертвы, ее безоружность и невозможность оказать сопротивление. Убийство следует рассматривать как одно из самых тяжких преступлений, и наказание за него должно быть максимальным1. Недопустимо уничтожение заложников, военнопленных. Любые формы террора должны быть заклеймены.

1 Смертная казнь равноценна убийству и поэтому должна быть отменена. В настоящее время она еще применима при особо тяжких преступлениях.

Отнять жизнь у человека допустимо лишь при самых крайних обстоятельствах и только в открытом бою, то есть когда обе стороны подвергаются смертельной опасности. В этом случае:

— происходит не убийство, а смерть в борьбе (во время стычки, поединка, войны);

— борьба ведется открыто, смертельной опасности подвергаются обе стороны, которые знают, на что идут, и имели возможность заранее подготовиться;

— взаимная борьба представляет для обеих сторон преодоление огромного сопротивления, (образование доблестного духа).

Из жизни людей доброй воли не следует устранять причины, содействующие появлению высокого сгущения духа. Только от людей с доблестным характером, которые способны на подвиг, зависит защита необходимых гражданских свобод и достаточная стабильность общества.

Остальное население тоже не должно забывать, что путь полного упорядочения жизненных проблем — путь малого сопротивления, связанный с измельчанием людей и забвением воли Бога. Этот путь ведет к рабству и произволу. Поэтому полное упорядочение жизни может принести лишь вред.

Царство Божие на земле слагается из людей, которые обрели его в своей душе. Для того чтобы число их было максимальным, мир должен находиться под духовным влиянием Церкви. Все попытки сначала устроить мир, а потом заняться исправлением человека обречены на неудачу. Процесс должен идти одновременно, и результат будет зависеть от силы благородных и конструктивных идей, положенных в основу преобразования общества.

Седьмой принцип людей доброй воли: Сила против насилия.

VIII. Быть бесстрашным

Страдания приносят боль, поэтому люди обычно стремятся их избежать и избавиться от них. Христианин должен уметь восприять страдание. Пережитое страдание вследствие достижения высокой цели сохраняет неомраченный светлый дух и означает преодоление большого сопротивления, создающего сгущение души высокого уровня.

Если страдания вызывают испуг, смятение, приводят к поражению, то они не приносят, никакой пользы душе. В этом случае человек не преодолел страдания, наоборот, оно его победило: человек не выходит из борьбы духовно окрепшим, и его душа переходит на более низкий уровень густоты.

Смерть, как сознательное принесение жизни в жертву ради высоких целей, представляет огромное сопротивление, преодолеваемое духом, который одерживает блистательную победу над мировым злом, несмотря на то, что бренная оболочка человека не в состоянии преодолеть это сопротивление. В этом случае сгущение души умирающего возрастает, и он безусловно завоевывает Царство Небесное. Обратное явление происходит, когда умирает злодей: полное разрушение его телесной оболочки сопровождается резким разрежением и гибелью его души.

Учение Христа и прошлое христиан показывают, что страдания мучеников за веру — предел человеческих сил и высоты духа. Их гибель была необходима для торжества правды на земле.

Возможно прийти к следующим заключениям:

Страдания — необходимое условие развития и совершенствования человека, они возникают при достижении высоких целей. Прочные и надежные изменения возможны только на рубцах страдания1.

1 Одновременно следует бороться с бессмысленными страданиями, возникающими от неприспособленного для жизни жилья, голода, болезней и пр. Даже в очень счастливой жизни наш неизбежный спутник страдания (болезни, несчастные случаи, естественная и жертвенная смерть близких, стихийные бедствия). Истинность христианского мировоззрения в победе над страданием, которое следует рассматривать как благо, как источник совершенствования человека.

Неизбежные страдания могут способствовать нашему развитию и самоусовершенствованию.

Необходимо воспитывать людей в свете христианских истин, чтобы во исполнение высокого долга они могли добровольно пойти на подвиг, связанный со страданием и смертью. Необходимо быть бесстрашным ради высоких целей.

Восьмой принцип людей доброй воли: Быть бесстрашным согласно завету Спасителя.

IX. Приносить себя в жертву во имя победы

«В мире будете имете скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 16, 33), сказал Иисус Христос, когда принял окончательное решение принести себя в жертву для спасения человечества. Он направил на путь тех, кто стремится осуществить волю Божью.

Принести себя в жертву во имя победы возможно в любом бою, в частности, когда человек один на один вынужден отражать нападение, имея в своем распоряжении только духовные средства. Ради защиты истребляемых, освобождения угнетенных, прекращения религиозных гонений и восстановления прав человека, во имя осуществления высоких идеалов и выполнения воли Божьей люди добровольно и сознательно избирают путь принесения себя в жертву. Те, кто одержат в этой борьбе победу, завоюют немалое число сторонников и союзников1.

1 Если одна из высших форм религии сумеет направить своих духовных сынов на завоевание и постоянное поддержание общего блага, то тем самым она привлечет в свои ряды верующих других религий и вернет в свое лоно многих неверующих.

Девятый принцип людей доброй воли: Приносить себя в жертву во имя победы.

X. Выполнять свою миссию

В костеле св. Петра и Павла в столице Литвы Вильнюсе с левой стороны, близ алтаря, стоит скульптурная группа: восемь человек несут обелиск, который символизирует тяжесть и опасность угодных Богу дел. Один из них полон сил и славит Бога; другому очень тяжело, но взгляд его выражает беспредельную веру; третий изнемогает под грузом, но все же держит и несет глыбу; четвертый упал от тяжести груза, но стоящий рядом принял на себя двойное бремя. «Кто следующий? Пополняйте ряды католической элиты, свершайте свою миссию, идите ради этого на любые муки, претворяйте в жизнь волю Бога и славьте Его»,— говорит его пламенный взор.

Христианин должен:

— Стремиться понять волю Бога.

— Посвятить свою жизнь исполнению воли Бога, когда убедился в своем призвании и миссии, и выполнить эту миссию ценой необходимых личных жертв.

— При осуществлении миссии руководствоваться высоким чувством ответственности, которое определяется уровнем души и голосом совести. Ответственность сгущает душу и вырабатывает прекрасные умственные, волевые и деловые качества.

Безответственность развивает низкие свойства души, телесные слабости, порождает зло.

Десятый принцип людей доброй воли: Выполнять свою миссию.

XI. Душа — сущность человека

Универсальные законы природы физического мира — могучее средство познания и созидания. Но если они не окрашены светом любви, добра, милосердия, то становятся орудием порабощения в руках злодеев. Антицерковь придумала искаженные, неосуществимые для человечества цели, которые требуют негодных, порочных средств для своего претворения.

К великому счастью, законы природы — только часть общих законов мироздания. Трансфизические законы содержат в себе элементы любви. Трансфизическая сущность законов мироздания частично выражена в Божественных откровениях. Их непризнание означает в то же время отрицание Бога и трансфизического мира, что ведет к ошибкам в естественных и точных науках и в проектах усовершенствования общества.

Если нет Бога, то нет греха, твердой морали. Любое выгодное для человека в данный момент преступление может быть оправдано с помощью словесной шелухи. Нет Церкви, а следовательно, нет и высших авторитетов. Картину мироздания объясняют, игнорируя и нарушая универсальные законы природы.

Если нет души, то человек и животное — одно и то же, и с человеком можно обращаться с любой жестокостью. Коммунистические и нацистские режимы в двадцатом веке истребили миллионы: человека приравняли к испорченным машинам, которые выбрасывают на свалку. Если нет у человека души, то нет и совести: можно делать, что угодно. Бессмертия души нет, и человеку все равно, умрет он палачом, предателем или нераскаявшимся убийцей. Поэтому следует:

— решать вопросы на основе законов природы и не идти вразрез с Божественной моралью;

— во спасение души стремиться достичь Царства Небесного.

Одиннадцатый принцип людей доброй воли: Душа — сущность человека.

XII. Частная собственность незыблема

Истоки чувства собственности

Я человека — центр его души. Я рассматривает тело как собственность и свое орудие. Душа чувствует себя хозяйкой и повелительницей, а не пленницей в тюрьме из плоти.

Инстинкт самосохранения унаследован от животных предков. Благодаря ему первичные человекообразные существа добывали средства для защиты, обогрева, питания, проявляя таким образом первобытную самость 1, которая трансформировалась в ощущение своего.

1 Эгоцентрическое самоутверждение существа.

Подсознание отражает древнейшие переживания животной природы («мое логово», «мой кусок») и порождает у человека чувство собственности.

Усилия, затраченные на добывание и производство предметов, необходимых для жизни, дают право на собственность. Размеры собственности эквивалентны энергии, затраченной на эти усилия.

Собственность и законы природы

В образованных жизнью единствах борются противоположности и происходит приобретение собственности, от земных благ и до нетленных сокровищ. Количество работы, выполненной на производстве, обеспечивает человеку определенный заработок; холод и голод побуждают нас купить одежду и пищу; пьянство — водку и т. д. Для этих приобретений следует превратить количество затраченной энергии в качество нужных вещей (Второй закон диалектики). Согласно первому закону диалектики и закону движения вещей, в человеке происходит борьба между разными видами желаний. Действия человека определяются победившим сгущением в его душе. У благородных людей преобладает высокий дух, у падших — низкие наклонности души и тела. У большинства людей возникает сознание права на заработанное, на честно нажитое. Нередко действуют инстинкты подсознания.

В самом естестве природы человека (в душе и теле) заложено чувство собственности, и оно неистребимо. Святой духовно подымается над чувством собственности в телесной форме (он ограничивает себя ничтожно малым) и становится обладателем сокровищ своей души. У умирающего, если он верит в Бога, после решения земных дел остается забота о душе; у неверующего — страх перед слепой пучиной небытия.

Чувство собственности в отношении жизненно необходимых вещей теряется только тогда, когда тело доведено в результате крайнего истощения до состояния полного безразличия, граничащего с помрачением рассудка.

Отношение Спасителя к собственности

Спаситель призывал раздать богатство другим, если оно мешает спасти душу.

Он предупреждал тех, для кого кумиром служат земные блага, о несовместимости служения Богу и мамоне.

Он высоко оценивал благотворительность.

Христианское вероучение не отрицает частную собственность и только предупреждает ее непомерных обладателей о дурных последствиях.

Ошибочное отношение к собственности

Собственность необходима для удовлетворения телесных и духовных потребностей. Только низменными чувствами (завистью, злобой, преступными вожделениями) можно объяснить стремление лишить людей частной собственности. Только насильственными действиями над личностью осуществляется это стремление.

Если захватчик всех богатств — тоталитарное государство, то отсутствие частной собственности приводит человека к прлурабской зависимости и к угнетению личности.

— Частная собственность — неотъемлемое право каждого человека и обеспечивает его свободу и независимость.

— Насильственное изъятие частной собственности недопустимо1; предприимчивость — огромный стимул экономического процветания.

Двенадцатый принцип людей доброй воли: Частная собственность незыблема.

1 Изъятие частной собственности возможно только по приговору суда за преступления.

XIII. Красота — наш союзник

Красота — постоянный источник высоких переживаний, помогающий воспитанию благородства и чести.

Чувство красоты:

— облегчает внутреннюю борьбу человека со слабостями;

— помогает достижению высокого идеала;

— способствует преодолению внешнего сопротивления в борьбе с носителями зла;

— поощряет подвиги;

— приводит к росту доблести, благородства.

Тринадцатый принцип людей доброй воли: Красота — наш союзник.

XIV. В единении — сила

Закон движения вещей для победы определенной концепции требует соединения наиболее передовых ее носителей в действенное объединение. Создание крупного мирового сгущения благородного начала может быть разрешено только международными силами. Ни один великий народ не в состоянии выделить необходимое количество людей высокой чистоты и силы духа.

Мир должен быть единством стран, борющихся за высшие формы общества. Эту борьбу следует как можно больше облагородить и смягчить ее последствия с помощью международного движения людей доброй воли. Международные этические центры должны состоять из представителей различных народов, сумевших воспитать людей должного уровня благородства. Этические центры должны обладать правом действенного вмешательства во время состояния тревоги.

Четырнадцатый принцип людей доброй воли: В единении — сила.

Действовать согласно этическим законам

1. Создать кузницу людей доброй воли

В настоящее время ничтожно число людей доброй воли, готовых принести себя в жертву для спасения человечества от надвигающейся гибели. Кроме того, они не объединены и не знают, как надо действовать. Но промедление смерти подобно. Нельзя ждать, когда Церкви начнут формировать людей доброй воли, тем более, что масса специалистов в главных областях промышленности — агностики или атеисты и не подвержены религиозному воздействию. Маловероятно и внезапное образование когорты людей доброй воли разных наций и из разных слоев населения. Однако, возможно создать условия, при которых души людей смогут формироваться согласно этическим законам.

Каждый, кто хочет овладеть специальностью, чтобы добиться в жизни успеха, должен быть во всеоружии этических законов, действующих в избранной им отрасли. Так, токарь должен научиться работать на станке и пользоваться инструментами, знать правила измерения деталей, качество металла и другие особенности токарного дела. Овладеть токарным делом он сможет при сосредоточении внимания, старания, терпении, сметливости, которые победят рассеянность, слабость, лень, нерадивость, распущенность, зависть, злость.

По аналогии формирование людей доброй воли возможно, когда перед ними поставлена цель. Их целью может стать движение за мироустройство, отвечающее законам развития общества. План предлагаемого общества должен быть разработан как инженерный проект и лишен утопичности. В новом обществе должны быть устранены основные изъяны Свободного мира и усовершенствованы его материальная и духовная стороны. Общество должно быть построено на незыблемой основе прав человека и гражданских свобод. На суд читателя я предлагаю проект Общества Независимых.

Если этот план будет положительно оценен мыслителями Свободного, Третьего и кандального (коммунистического) миров, то за его осуществление начнется движение, в ходе которого выкуются люди доброй воли. Достижение поставленной цели потребует от каждого активного участника движения исполнения этических законов. На первых порах возможны ошибки, спады, провалы, но когда человек слеплен из добротного материала, его сердце и дух закалятся, прояснятся, он станет отважным и решительным.

Формирование людей доброй воли происходит и при других преследуемых ими целях. Так, россияне должны бороться за освобождение своего отечества от коммунистов и за восстановление нормального государственного строя; та же цель у народов стран-сателлитов.

2. Задачи людей доброй воли в ходе борьбы идей и становление Общества Независимых

Наступление на разрушителей всех мастей должно вестись в двух планах, философском и социально-экономическом, на основании достижений науки. В наши дни, в конце XX века, у созидателей есть арсенал плодотворных идей, который позволяет сокрушить ложные мировоззрения. Безусловно, разрушители поведут атаку на общество, отвечающее глубинным законам его развития, и следует, обратись к историкам, дать исчерпывающее доказательство роли этих законов на материале истории разных народов.

Атаки на Общество Независимых полезны, так как внесут в детали проекта необходимые уточнения и исправления, что позволит его усовершенствовать 1. Они дадут также возможность показать противнику, что Общество Независимых построено на универсальных законах природы, на глубинных законах развития человечества и на этических законах, управляющих человеком, и что оно рассчитано на живых людей с их достоинствами и недостатками, а не на идеальные личности утопистов.

1 В том, что предложенная схема общества обретет плоть лишь при условии ученых и специалистов разных отраслей, я полностью отдаю себе отчет и могу лишь сожалеть, что до сих пор не были услышаны мои пожелания о создании института экспертов, где мог бы быть проведен конкурс на лучшее мироустройство.

Наиболее опасно для человечества существование коммунистического режима в СССР, препятствующего нормальной жизни на земле. Предложенный мною план проведения революции в умах 2 для избавления от этого режима вполне реален, ибо использует особенности тоталитарного режима (борьба с режимом ведется с помощью радио, микробратств и перебрасываемых между ними мостиков), не требует огромных расходов и рассчитан на минимальное число жертв. Этот план не мешает другим формам борьбы с режимом. Надежды людей Запада на мирное сосуществование с СССР, невмешательство в его дела, разрядку напряженности, демократизацию тоталитарных режимов не оправдались, и питают их люди, не знающие природу коммунистического режима. Люди доброй воли в состоянии организовать и финансировать радиостанцию в Свободном мире, с помощью которой станет возможным подорвать, а затем и взорвать режим СССР изнутри.

2 См. «Какой путь выбрать», глава II, Как нам провести революцию в умах СССР.

Атеисты по воспитанию, которых следует отграничить от атеистов по призванию, и равнодушные к религии люди могут пополнить ряды людей доброй воли при возникновении у них желания исполнять этические законы. Не следует забывать, что огромное число знатоков своего дела в разных отраслях агностики и атеисты, и они должны занять должное место среди людей доброй воли. Способность и желание вести борьбу с разрушителями общества решит принадлежность к движению людей доброй воли.

Запад располагает блестящими книгами, которые войдут в сокровищницу движения людей доброй воли за спасение мира. Опыт людей, испытавших на себе гнет коммунистического режима, следует соединить с традициями и культурой людей Свободного мира.

Необходимо вооружить движение за новое мироустройство мировоззрением, отвечающим глубинным законам общества и этическим законам, по которым следует людям жить. Со своей стороны, я разработал философскую систему — Теорию густот, где, в частности, рассматриваю вопросы свободы, равенства, борьбы за достижение здорового общества.
В борьбе за Общество Независимых следует использовать огромный опыт Запада в создании движений, лиг, союзов, обществ. Позволю себе несколько замечаний по становлению Общества Независимых:

Давно уже следует отказаться от разделения людей на правых и левых и назвать их более определенно — созидателями и разрушителями. Состояние полусвободы благотворно для людей (часть 2), и при длительном в нем пребывании человек становится хозяином своего слова, подчиняется уставу движения и в час опасности превращается в сталь. Тем самым, движение за Общество Независимых сможет дать отпор, если враг навяжет ему борьбу. Микробратства в учреждениях Свободного мира (часть 5), защищающие права и условия жизни рядовых людей, препятствующие безбожному воспитанию, помогающие пострадавшим от произвола, противостоящие уличным беспорядкам и бандитизму, надо объединять с помощью мостиков и использовать для завоевания сторонников движения.

Заключение

Мир задыхается и гибнет от подлости, аморализма, преступности, терроризма как от радиоактивных осадков. В нем царят низкая свобода, в частности, своеволие и произвол. Человек подвержен первородному греху, и потому каиново начало живет в наших душах. Равенство используют для разжигания зависти и злобы, и этим открывают путь дьяволочеловечеству. Марксистская интеллигенция занимает ключевые посты в университетах, в печати, на радио и телевидении. Каинам выгодно разделение людей по классовому признаку. Коммунисты используют классовую борьбу как хитрую ловушку для всемирного рабства. Коммунистические ячейки, внедряющие идеологию марксизма, представляют собой рассадники лжи и безбожия. Насилие каинов перешло предел терпения. Их лозунг «цель оправдывает средства», и они насаждают трусость, соглашательство, вынуждают уступки. Террористы обучаются в специальных центрах и действуют безнаказанно под прикрытием тайных каиновых сил. Ставку каины делают на людское отребье, озабоченное лишь тем, как напихать свою утробу и готовое растоптать всех, кто им мешает или кто им не по нраву.

Развал общества может быть пресечен исполнением этических законов, отвечающих глубинным законам развития общества. Путь к высокой свободе лежит через полусвободу. Мощный этический контроль может защитить от происков зла на земле. Равенство равных направляет на путь к Богочеловечеству. Люди умственного труда, честные труженики, должны вытеснить интеллигенцию. Каинов следует распознавать, отделять от людей, обезвреживать. С ними надо бороться как со смертельными врагами. Микробратства людей доброй воли, борцов за Общество Независимых, должны сокрушить цитадели каинов. Люди доброй воли силой должны победить насилие. Для них «цель определяет средства». Они должны развивать благородство, которое послужит противовесом каинам, и проявлять его на деле, так же как ясность, честность, прямоту. Они любят свой народ, чтут исторические традиции, дружелюбны к другим народам. Им зажечь факел любви в мире.

Из-за ошибок инженера в расчетах и чертежах мост обрушится, станок сломается, ствол орудия разорвется. Пренебрежение этическими законами ведет человечество к неминуемой гибели под пятой каинов. Каинов следует рассматривать как особую враждебную свирепую расу, прибывшую с неизвестной планеты. Такой взгляд на них поможет людям совершать меньше ошибок. Единственный путь спасения людей в следовании этическим законам во исполнение воли Бога. Общество Независимых даст возможность обособленным цивилизациям начать развиваться по схеме осциллирующего мира.

Люди в одной барке Апостола Петра. В ней много пробоин, и в корме открылась течь. Мы или погибнем, или заделаем пробоины, откачаем воду, и барка поплывет по верному направлению. Из-за ошибок и преступлений христиан мир на грани общей катастрофы. И христианам надлежит быть в первых рядах спасителей человечества.