Национальная проблема

На протяжении всей истории человечества труднее всего было разрешить национальную проблему. Отношения между двумя, близкими по крови народами, польским и русским, могут служить примером.

Нелегко сложились наши судьбы. За разделы Польши в прошлом несут вину не только цари, но и русский народ. Этого отрицать нельзя, иначе нарушается глубинная, почти мистическая связь народа с вершителями традиционных для страны форм правления. Но русский парод не несет ответственности за раздел Польши в 1939 году, за превращение ее в колонию Сталина, за уничтожение польских офицеров в Катыни, за предательский разгром Варшавы, за советские танки, охраняющие режим бесправия и террора, навязанный полякам.

Уже почти 60 лет все народы бывшей России находятся еще в худшей стадии рабства, чем поляки. Свыше 100 миллионов россиян до последнего времени были в крепостной зависимости от колхоза, так как не имели паспортов и не могли по своему желанию покинуть деревню1. Свыше 3,5 миллионов томятся в настоящее время в тюрьмах, лагерях, психиатрических застенках.

Истинный виновник несчастий народов нашей страны и Польши — партийная олигархия тоталитарных режимов. Господствующий класс в каждой стране нанимает и мобилизует часть населения как проводника своих директив. Таким образом, непосредственные угнетатели в Польше — поляки, в Румынии — румыны, в СССР — россияне. Когда угнетателей-россиян перебрасывают из СССР в Польшу или Чехословакию, они становятся международными угнетателями. С угнетенным населением СССР их путать не следует.

Взаимная ненависть поляков, болгар, венгров, чехов... и россиян выгодна господствующему классу, так как ослабляет борьбу народов против режима.

Когда в 1939 году Сталин ввел в Польшу войска, людей в СССР приговаривали к 5—8 годам лагеря за следующий афоризм: «Братьям-славянам протянули руку помощи, а ноги они теперь сами протянут» 2. Россияне метко подчеркнули наглость угнетателей и свое сочувствие к новым жертвам класса партийных бюрократов.

1 Только в 1975 году колхозникам начали выдавать паспорта.
2 В советских газетах того времени оккупация Польши была названа братской помощью.

С первых лет диктатуры коммунистов в СССР режим начал проводить политику дискриминации в отношении разных наций. В двадцатые годы начали с русских и украинцев, в тридцатые стали преследовать многие народности за «буржуазный национализм», во время войны в гиблую ссылку отправили чечен, ингушей, крымских татар, калмыков, балкар и других, после войны стали усиленно насаждать антисемитизм и преследовать любое проявление национального сознания.

О состоянии национальной проблемы в стране можно судить по отношениям между заключенными разных национальностей в лагерях СССР. За шестнадцать лет лагерей я не видел вражды между людьми разных наций и рас. Представители маленьких народностей в условиях господствовавшего русского языка естественно стремились объединиться в землячества и жили мирно, пока чекисты искусственно не натравливали их друг на друга. Например, в нашем лагере в Экибастузе в 1951 году чекисты хотели спровоцировать кровавое столкновение между чеченами и украинцами, но их план был разгадан, и искусственная причина раздора устранена самими заключенными.

Часто в бригадах были заключенные разных национальностей, и, как правило, люди ссорились, расходились по причине личной, а не антинациональной антипатии, из-за их отношения к стукачам и блатным, к режиму и т. д.

Бесчисленные примеры взаимопонимания и взаимоподдержки свидетельствовали о братских чувствах людей разных наций и о понимании того, кто наш общий враг.

Я мыслю будущее народов коммунистических деспотий после падения рабства в возвращении им исконной земли и установлении самостоятельной государственности отдельных народов, если это отвечает их воле и экономически целесообразно. В пределах каждого государства национальным меньшинствам должны быть широко предоставлены автономия и права вольных городов.

Порабощение и угнетение в прошлом одного народа другим происходило вследствие:

— недостаточного экономического уровня жизни,

— необходимости стратегически ценных границ на случай нападения враждебного государства,

— династических споров и исполнения тщеславных устремлений руководящих слоев государства.

В Обществе независимых единая экономическая система не даст государствам никаких преимуществ от приобретения дополнительных территорий, и вражда между народами ослабнет, а в дальнейшем вообще прекратится. (Например, уже сейчас война между Францией и ФРГ невозможна.)

Единые цены на энергию и ценное сырье сделают бессмысленной борьбу за захват природных источников.

Распространение каждой страной товаров и изделий сделает границы между государствами достаточно условными.

Недопустимость коалиций и государств численностью свыше 40 миллионов человек обеспечит безопасность народов и отсутствие крупных потрясений.

Международный этический контроль сделает невозможным незаконное вооружение стран для захватнических войн.

Военное вмешательство сил этического контроля и соседних государств устранит антинародные формы правления (диктатуры и деспотии) при их возникновении.

При ликвидации унижения и угнетения народов династические споры и разногласия, вызванные соображениями престижа, будут разрешаться мирным путем.

В таких условиях есть реальная надежда установить независимость и прочную дружбу всех народов земного шара.