Является ли марксизм материализмом?

1. Установка марксизма

Материализм на всех этапах своего развития исходил из отсутствия Бога, души и трансфизического плана жизни. Он признает субстанцией только материю. Все материалисты пытаются объяснить опустошенный ими мир исходя из этой мифической материи. Поэтому сначала они вынуждены отрицать все, что имеет место, но не укладывается в их схему, а затем — считать материей явно нематериальные вещи.

Философская доктрина марксизма была названа Энгельсом диалектическим материализмом. Диалектический материализм рассматривает вселенную как целое, образованное из материи в движении. Он рядится в тогу философии. К сожалению, именно в философии доселе бытуют взгляды, поражающие примитивизмом и анахронизмом. Они создают благоприятный фон для проникновения в область философии ошибочных, не выдерживающих критики взглядов.

Загадочность и сложность вселенной заставляют мыслителей строить умозрительные системы, опережающие научные открытия. Но философ не имеет права впасть в противоречие с универсальными законами природы и точными данными науки. В свое время на нападки современников Гегель ответил фразой, ставшей впоследствии знаменитой: «Тем хуже для фактов». На этом уровне застрял марксизм, именующий себя «единственной научной теорией», и его адепты без всякого стеснения провозглашают, что их философские положения намного выше научных истин.

Поскольку марксизм претендует на научное объяснение вселенной, разберем его основные положения с точки зрения их соответствия универсальным законам природы. В дальнейшем изложении мы будем называть диалектический материализм марксизмом.

Необходимые для этого раздела определения даны в первой главе «Теории густот».

2. Чем заменил марксизм материю?

Изучение пространства и времени на основе, законов развития позволило нам построить модель души (гл. 22, 2)* и дать определение идей (гл. 24, 3), вещных и невещных. Вещные идеи выражают вещи. Невещные идеи в наукообразной оболочке отличаются кажущейся ясностью и представляют особую опасность. Мы называем вещностью понятия и взгляды, родившиеся из вещных идей.

Приведем определения материи, данные основоположниками марксизма: «Но ведь нам говорят, что мы не знаем также и того, что такое материя и движение... Разумеется, не знаем, ибо материю как таковую и движение как таковое никто еще не видел и не испытал каким-нибудь иным чувственным образом; люди имеют дело только с различными реально существующими веществами и формами движения. Вещество, материя есть не что иное, как совокупность веществ, из которой абстрагировано это понятие...» «Такие слова, как «материя» и «движение», суть не более как сокращения, в которых мы охватываем, сообразно их общим свойствам, множество различных чувственно воспринимаемых вещей". «Материя как таковая, это — чистое создание мысли и абстракция». «Материя как таковая, в отличие от определенных, существующих материй, не является, таким образом, чем-то чувственно существующим»***. «Создание общего понятия материи, как результат отвлечения от всех конкретных ее видов, явилось величайшим завоеванием научного познания»****.

Из марксистских определений материи следует, что марксизм заменил материю идеей.

* Здесь и далее в скобках указаны главы и параграфы «Теории густот» (см. т. 2).
** Ф. Энгельс. Диалектика природы. М., 1955. С. 187. — Здесь и далее в этом разделе примеч. автора.
*** Ф. Энгельс. Анти-Дюринг. М., 1937. С. 358.
****В.И. Свидерский. Пространство и время. М., 1958. С. 40.

3. Марксистская материя не способна образовать единства с вещами физического мира

В единства физического мира входят лишь вещи, способные к изменениям. Поэтому, когда идеи существуют в виде символов, они не входят ни в одно единство физического мира. Марксистская материя — идея и, следовательно, может быть вещью или символом. В виде вещи она входит в человеческое сознание. Изменения этой материи-идеи могут происходить только в сфере мышления и абсолютно не связаны с развитием мириад единств физического мира. Идея как символ не способна входить ни в одно единство, состоящее из вещей физического мира.

4. Марксистская материя — синоним объективной реальности

Марксизм считает материю философской категорией «для обозначения объективной реальности»*. «...Единственное «свойство» материи, с признанием которого связан философский материализм, есть свойство быть объективной реальностью, существующей вне нашего сознания»**.

Из приведенных определений видно, что марксистская материя — идея (категория), отражающая предметы объективной реальности.

В силу этого марксистская материя должна включать в себя Бога и душу, так как для огромного числа людей они представляют собой объективную реальность, а также трансфизические создания и густоты нулевого класса физического мира (гл. 1).

Само словосочетание объективная реальность говорит о том, что речь идет о сфере сознания. Итак, марксизм исходит из сознания для определения материи — основы своего учения, что свидетельствует об идеалистических корнях марксизма и его беспомощности.

* В.И. Ленин. Собр. соч. 4-е изд. Т. 14. С. 117.
** Там же. С. 247.

5. Марксистская материя — невещная идея

Энгельс прибегает к обобщению, ссылаясь на авторитетное мнение Гегеля, чтобы дать своей материи как объективной реальности право на существование: «...мы можем, конечно, есть вишни и сливы, но не можем есть плода, потому что никто еще не ел плода как такового»*.

Но в обобщении Гегеля плод — вещная идея, поскольку объединяет в себе вишни и сливы по их общим признакам. И те и другие растут на деревьях, развиваются из косточек, обладают съедобной мякотью, округлой формой разных цветов и т.д. Но невозможно перечислить все свойства объективной реальности и бессмысленно даже пытаться что-либо сделать в этом направлении.

Плод мог бы стать невещной идеей, если бы обнимал, например, все ягоды, овощи, злаки, всех зверей и т.д. Он перешел бы также в разряд невещных идей, то есть потерял бы вещность, если можно было бы считать, что он произрастает в безвоздушном пространстве. Но при этом пришлось бы поверить, что опыление не есть результат перенесения пыльцы ветром или насекомыми, а происходит само собой, скажем от выстрелов пыльцой из тычинок.

Марксистское определение материи как объективной реальности антинаучно: материя должна обладать свойствами всех вещей, которые ее образуют, если она подменяет объективную реальность, что, как было сказано выше, — нелепость. Но марксизм настаивает на этой нелепице и гордится тем, что его основоположники «доказали ошибочность, неправильность сведения материи к какой-либо одной из ее конкретных форм»**.

Таким образом, марксистская материя предстает как невещная идея, поскольку она лишена конкретных свойств физического мира.

* Ф. Энгельс. Диалектика природы. С. 187.
**В. И. Свидерский. Пространство и время. С. 39.

6. Марксизм выбросил из объективной реальности все, что он считает несуществующим

Все прежние формы материализма связывали материю с осязаемыми предметами физического мира и считали обманом, ошибкой, суеверием все остальное. Поэтому домарксовский материализм договорился даже до того, что мозг выделяет мысли, подобно тому как печень выделяет желчь.

Научные открытия, в том числе сделанные при изучении электромагнитных полей и мозга, положили конец этому абсурдному мнению. Создатели новой философской доктрины диалектического материализма вынуждены были обозвать прежние формы материализма вульгарными и выдвинули свое понимание материи, объявив ее объективной реальностью. Таким образом, им казалось, что отныне материя вне пределов досягаемости научного эксперимента. Одновременно, чтобы не порвать с материализмом, они исключили Бога, силы духовного плана, парапсихические явления, «жизненную силу» животных из своей абстрактной материи и из действительно существующей объективной реальности. Естественно, что марксисты неправильно объясняют объективную реальность, которую они к тому же исказили.

7. Вечное движение — атрибут марксистской материи

В «Диалектике природы» Энгельс говорит, что «движение, рассматриваемое в самом общем смысле слова, то есть понимаемое как форма бытия материи, как внутренне присущий материи атрибут, обнимает собою все происходящие во вселенной изменения и процессы, начиная от простого перемещения и кончая мышлением»*.

Марксисты решили, что их материя находится в непрерывном движении, поскольку объективная реальность постоянно изменяется. Но закон сохранения энергии говорит о невозможности наличия вечного двигателя в физическом мире, который, согласно второму началу термодинамики и закону движения вещей, устремляется к энтропийной смерти (гл. 2).

Конечно, марксистскую материю как невещную, воображаемую идею возможно наделить любыми атрибутами, но тем самым только усугубляется произвольная интерпретация вещей.

* Ф. Энгельс. Диалектика природы. С, 44.

8. Саморазвитие — второй атрибут марксистской материи

Марксизм приписывает своей абстрактной материи еще один атрибут — саморазвитие вселенной. «...У нас есть уверенность, что материя во всех своих превращениях остается вечно одной и той же, что ни один из ее атрибутов никогда не может быть утрачен и что поэтому с той же самой железной необходимостью, с какой она когда-нибудь истребит на земле свой высший цвет — мыслящий дух, она должна будет его снова породить где-нибудь в другом месте и в другое время»*.

Образование астрономических объектов, возникновение жизни и эволюция живых существ вплоть до появления мыслящего и одухотворенного существа — человека вынудили марксизм наделить материю этим атрибутом. Из природы физического мира вовсе не следует, что бессмысленные, никем не управляемые движения густот (объектов физического мира) создают галактики, жизнь, мыслящий дух. Но марксизм считает, что в его компетенцию входят все вопросы бытия, в том числе вопрос развития вселенной. И он приписывает своей абстрактной материи саморазвитие от менее сложного к более сложному: «...необратимость порядка следования состояний есть результат общей направленности в изменении явлений, в их поступательном изменении от низших к высшим, от более простых к более сложным состояниям**, то есть результат процесса развития»***.

* Ф. Энгельс. Диалектика природы. С. 19.
** В явлениях физики и химии образование сложного из более простого подчиняется закону движения вещей, ибо движение квантов, электронов, ионов... происходит от большей густоты к меньшей. Соотношение густот определяет ход и направление процесса. В подавляющем большинстве процессов при изменении густот вне воздействия других агентов энтропия увеличивается согласно второму закону термодинамики. Поэтому ни о каком саморазвитии материи не может быть и речи.
Противоэнтропийным процессом является жизнь. Пример такого процесса в неорганической химии — рост кристаллов, во время которого реализуется энергия согласно творческому плану, заложенному в структуре соли или минерала. Несмотря на то что жизнь и рост кристаллов — противоэнтропийные процессы, они сопровождаются явлениями энтропийной природы.
***В. И. Свидерский. Пространство и время. С. 127.

Если мы вообразим, что в густотах физического мира заложена способность саморазвития, то снова впадем в противоречие со вторым началом термодинамики и законом движения вещей. Эти законы говорят, что при любых самопроизвольных процессах происходят деградация и нивелирование более сложных форм, то есть изменение идет от более сложного к более простому состоянию. При этом, естественно, не может быть речи ни о каком самозарождении и саморазвитии.

Если мы вообразим, что в густотах физического мира заложена способность саморазвития, то снова впадем в противоречие со вторым началом термодинамики и законом движения вещей. Эти законы говорят, что при любых самопроизвольных процессах происходят деградация и нивелирование более сложных форм, то есть изменение идет от более сложного к более простому состоянию. При этом, естественно, не может быть речи ни о каком самозарождении и саморазвитии.

Универсальные законы требуют для образования физического мира и его дальнейшего развития (вплоть до возникновения человека) воздействия особого центра, в котором должны быть сосредоточены творческие замыслы и источник сил и энергии. В физическом мире такой центр отсутствует, и мы приходим к гипотезе создания вселенной Творцом.

9. Марксизм наделяет материю магическим свойством

Марксизм считает возможным «реализацию абсолютной способности материи к движению в относительных конкретных формах ее бытия» и говорит о том, что «нужно с неизбежностью признать, что многообразные явления в природе есть лишь конкретное проявление все той же движущейся материи»*.

Вышеприведенные марксистские определения материи показывают, как марксизм сперва извлекает из множества «чувственно воспринимаемых вещей» «чистое создание мысли», «абстракцию», а затем эта абстракция наделяется магическим свойством: она обретает самостоятельное бытие и конкретно проявляется в «многообразных явлениях в природе».

Абсурдность положения марксизма о материализации идеи очевидна. По логике марксизма, идея входит в единство с вещами физического мира, что невозможно.

* Там же. С. 41.

10. Марксизм считает основные законы природы ограниченно локальными

Марксизм считает универсальными только законы сохранения материи и энергии. Все остальные законы природы — законы механики, термодинамики, электромагнитные, гравитационные и т.д. — должны «выступать как относительные, исторические и локально ограниченные»*.

Абсурдность такого мнения очевидна. Густоты (объективная реальность) пребывали бы в состоянии хаоса, если бы ими не управляли законы природы. Изменение одного из законов природы, действующего в какой-нибудь точке пространства, привело бы к образованию нового мира или крушению физического мира, если этот измененный закон распространился бы повсеместно. Рассмотрим, например, второе начало термодинамики. Марксистам важно считать этот закон ограниченно локальным, так как второе начало термодинамики опровергает саморазвитие материи. Но этот закон был открыт в самых неблагоприятных для него условиях, на участке физического мира, где существовала жизнь, всегда борющаяся с разрушительным началом и противодействующая энтропии. Противоэнтропийная направленность жизни свидетельствует о ее творческом возникновении. Второе начало термодинамики проявляет себя в той же мере там, где жизнь не существует. Следовательно, этот закон действует повсеместно.

11. Марксистская материя — синоним «абсолютной идеи» Гегеля

Маркс торжественно объявил, что он переставил «с головы на ноги» идеализм Гегеля. Новая доктрина — диалектический материализм — объявила несуществующей «абсолютную идею» Гегеля и заменила ее марксистской материей.

В «абсолютной идее» Гегеля помимо его желания существует Творец с надвселенским разумом, волей и творческими возможностями. Маркс заменил абсолютный дух материей без разумного и волевого начала и предложил уверовать в эту абстракцию с атрибутами вечного движения и саморазвития. В силу этого вселенная стала скопищем бессмысленных и неуправляемых движений, и явления, имеющие в ней место, представляют вереницу необъяснимых случайностей. Изумительная целесообразность законов природы, появление жизни, строение вещей и т.д. остаются загадочными. Всех, кто признает наличие и действенность духовных сил, марксисты считают идеалистами, в то время как сами наделили свою абстракцию свойствами, порожденными идеологией, а не знанием природы.

* В.И. Свидерский. Пространство и время. С. 43.

12. Марксизм отрицает поиски праматерии

«Когда естествознание ставит себе целью отыскать единообразную материю как таковую... то оно поступает таким же образом, как если бы оно вместо вишен, груш, яблок желало видеть плод как таковой...»* Энгельс не понимает сущности праматерии и считает ее обобщением, то есть идеей. Исходные частицы (праматерия) густот физического мира — вполне реальные вещи, а не идеи. Современные научные данные (уравнение Эйнштейна: Е = mс2) позволяют считать, что основой элементарных частиц физического мира служат кванты энергии. Если это предположение правильно, то можно говорить об энергии как праматерии физического мира.

Энгельс в «Диалектике природы» не всегда считает материю абстракцией. Он допускает, например, что на солнце материя не абстракция, как и в газовом шаре туманности (с. 193), и вспоминает о всеобщей материи (с. 236). Это еще раз говорит об отсутствии ясности в определении материи — ключевого вопроса марксизма.

Современный марксизм продолжает отрицать праматерию: «...общее не может существовать в «голом» виде, не воплощаясь в отдельное»**. Это определение легко опровергается первым законом развития. Если «общее» (принципиально схожие величины) образует во взаимной борьбе «отдельное» (единство), то вне единства схожие величины перестают быть противоположностями, но не прекращают своего существования. Примерами могут служить капля вне потока, кирпич вне стены, солдат вне роты, микрочастица вне вещи...

* Ф. Энгельс. Анти-Дюринг. С. 358.
** М. Н. Руткевич. Диалектический материализм. Курс лекций для естественных факультетов. М., 1959. С. 66.

13. Противоречивость марксистских определений материи

Материя — «философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существует независимо от них»*. Из определения явствует, что марксизм разрешает восприятие объективной реальности посредством ощущений, возвращаясь к вульгарному материализму. Тем самым лишь чувственно воспринимаемые тела физического мира становятся материей. Но восприятие объективной реальности посредством ощущений противоречит многочисленным данным современной науки. Например, когда человек смотрит на прибор для изучения микромира, его ощущение ограничено положением стрелки на циферблате. Выводы, которые можно извлечь из этого ощущения, — результат ряда умственных операций, для которых ощущение явилось только толчком. Без приборов и умозаключений, опираясь только на ощущения, невозможно проникнуть в микромир, хотя это не означает, что только в макромире тело материально, как можно заключить из приведенного выше определения материи. Равным образом мы не ощущаем радиоволн, ультразвуков и частиц нейтрино, которыми пронизан физический мир.

Основное определение марксистской материи противоречит разобранному определению, так как в нем не говорится о восприятии объективной реальности посредством ощущений: «...единственное «свойство» материи, с познанием которого связан философский материализм, есть свойство быть объективной реальностью, существующей вне нашего сознания»**. Раз так, марксизм не имеет основания отрицать трансфизическую реальность, как он не отрицает теперь открытые наукой электромагнитные поля, космическое излучение, телепатическую передачу, гены и т.д., которые человек непосредственно не ощущает.

***

Марксистская материя представляет собой невещную идею, которая не выражает ни объективной реальности (ибо произвольно исключает из нее весь трансфизический план мироздания и жизни), ни физического мира (так как он превращен в умозрительную, антинаучную схему, противоречащую универсальным законам природы).

Марксистская материя, краеугольный камень доктрины марксизма, на деле — мираж материи. К этой фикции неприложим термин материя.

Таким образом, марксизм — пример полного провала материализма.

* В. И. Ленин. Собр. соч. Т. 14. С. 117.
** Там же. С. 247.

14. Отличие Теории густот от марксизма (Ссылка)