Пустота безбожия

Главы из неопубликованной рукописи

  1. Несостоятельность основных постулатов атеизма
  2. Плоды безбожия
  3. Методы антирелигиозной пропаганды в СССР
  4. "Внесла ли религия полезный вклад в цивилизацию?"
  5. "Об идолах и идеалах"
  6. "Христианство и коммунизм" Хьюлетта Джонсона
  7. "Сравнивая евангелия"
  8. Приложение:

С эпохи Ренессанса червь безбожия точит христианскую Европу. В результате в XIX веке силы, не признающие Бога и действующие против церквей и религии, получили возможность объединиться в политические партии.

Русская православная Церковь в конце XIX — начале XX века проиграла сражение за души молодых людей из образованных и полуобразованных слоев общества, что и способствовало катастрофе в России. Недостаточно прочные религиозные представления у народа позволили ему отойти от религии без преодоления значительного сопротивления. Распространение безбожия не встречало должного отпора со стороны служителей Церкви и религиозно настроенных мыслящих людей. Трактаты представителей высокообразованного духовенства были обычно недоступны или неинтересны светскому читателю. Рядовое духовенство понимало лучше духовные запросы своей паствы, но не в состоянии было отразить нападки безбожников. Образованные христиане, видимо, не считали возможным подменять собою Церковь или не проявляли должной инициативы. В силу этих и других причин нападки на религию, несмотря на их внутреннее убожество, не встречали никакого сопротивления и оказывали разрушительное действие на молодые и слаборазвитые умы.

Приход в 1917 году в России большевиков к власти положил начало новой социальной системе, которую по праву следует назвать системой организованного безбожия. Его деспотизм немедленно сказался. Любые средства произвола и насилия были пущены в ход безбожной властью для искоренения веры у попавшего в кабалу населения: ведь тот, кто перестает признавать божественные заповеди, с той же легкостью готов попирать права человека и законы, их охраняющие.

Антирелигиозная пропаганда не встречала открытого отпора со стороны населения, так как квалифицировалась с самого начала существования системы организованного безбожия как политическое преступление против нее. Поэтому эта система породила огромное число безбожников, которых я называю безбожниками по воспитанию. Относиться к ним следует бережно. Церковь в лице своих служителей, богословов, мирян должна сквозь нападки и насмешки этих безбожников услышать вопль их душ о помощи и оказать ее. В обыденной жизни безбожники по воспитанию — жертвы подлинных безбожников — могут не ощущать пустоты атеизма, но в тяжелых условиях, когда человеку нужны помощь и силы, атеизм обычно терпит крах.

Задать вопрос из области неведомого и таинственного неизмеримо проще, чем на него ответить, и нелегко бороться с грубой, примитивной критикой безбожников, наиболее опасной для населения. Всю наготу безбожия под силу вскрыть гениям масштаба Достоевского и Свифта, способным показать неведомые процессы распада и гибели личности из-за срывов, спадов, низости духа. Но время не терпит. Раньше атеисты были вкраплены в толщу христианских народов, теперь безбожие стало массовым явлением. Если не преградить движения безбожия, то наступит его царствование, чреватое страшными последствиями. Уже треть человечества томится под гнетом коммунистических режимов, основанных на атеистической марксистской доктрине. Только в СССР с 1917 по 1953 год уничтожено более 60 миллионов человек (без людских потерь Второй мировой войны, оцениваемых в 23 миллиона).

Поскольку жизнь в СССР явилась для меня широким полем наблюдений и я знаю на собственном опыте борьбы с безбожием, что правду о нем следует объяснять на языке современных научных представлений, я решил поделиться с атеистами и верующими своими соображениями о пустоте безбожия.