"Внесла ли религия полезный вклад в цивилизацию?"

В журнале «Наука и религия» (1959, № 1) перепечатана статья Бертрана Рассела «Внесла ли религия полезный вклад в цивилизацию?» Маститый ученый специально подчеркнул, что он придерживается прежних взглядов на религию, и сослался на свою работу 1926 года. Таким образом, мы вправе рассматривать вышеуказанную статью не как случайную, а как подытоживающую тридцатилетние размышления автора.

1. Б. Рассел опирается на слова Лукреция: «Религия — болезнь, порожденная страхом».

— В XIX веке этот тезис провозглашали Морган, Тайлор и другие этнологи, типичные кабинетные ученые, которые подменяли тщательное изучение первобытных племен умозаключениями из модных философских веяний своего времени и поверхностными суждениями путешественников-дилетантов. Уровень религиозных представлений от язычества до монотеистических религий определяется трансфизическими инспирациями Бога. Изменение людских религиозных представлений отражено в Божественных откровениях. Люди разных эпох, рас, уровней приходили к своему пониманию Бога (явление общего согласия). В XX веке исследователи первобытных племен изучили язык дикарей и долго жили с ними в их странах. Их многолетние тщательные исследования открыли миру глаза: первобытные племена обладают огромной мистической одаренностью, их примитивные представления построены на идее Бога-Творца, и страх у них гораздо меньше, чем у современных людей.

— Страх — низкое душевное состояние, неспособное создать высокие и прекрасные идеи и дающее лишь отрицательные результаты. Страх разрушает; он пригоден для принуждения, но не содействует творчеству. Любое явление, согласно закону движения вещей, возникает только при наличии большей густоты. Низкое состояние не может заменить творческую густоту, и догадка Лукреция опровергается этим универсальным законом природы.

— Страх не может быть главной силой формирования верующих, иначе они были бы стадом трусливых, слабонервных, мнительных людишек. Не объяснить страхом мученичество за веру, победы христианских воинов, отвагу и стойкость рыцарей, крестовые походы... Нельзя назвать трусами вождей племен, старейшин, их подчиненных. История народов дает множество примеров подвигов верующих.

— В XX веке в системе подавления человеческой личности деспоты КПСС нагнетают страх, деформируют и губят души, низводят людей до уровня дрожащих тварей. Пребывание в постоянном страхе приводит к расстройству психики, пьянству, наркомании и рабской покорности. Только те, кто сумел преодолеть оцепенение, вызванное страхом, смогли спасти свою жизнь или принять достойно смерть. И в основном это были верующие в Бога.

Б. Рассел — современник неограниченного террора в отношении безоружного народа в системе организованного безбожия. Он мог бы прийти к логическому выводу: у миллионов страх сеял безбожие и уничтожал религию. Разрушение христианства в огромной стране было проведено драконовскими методами, и об этом не следует забывать.

2. Рассел считает, что миссия Церкви «в разъяснении неизменной истины, возвещенной раз и навсегда в абсолютно совершенной форме, так что она неизбежно становится врагом всякого умственного и нравственного прогресса. Церковь выступала против Галилея, Дарвина, Фрейда».

Божественные откровения даны в Библии, как правило в форме иносказаний. Заповеди — в виде прямых указаний верующим, которые руководствуются также догматами Церкви, построенными на Божественных откровениях. Богословская мысль на языке своей эпохи истолковывает эти откровения, и ученые черпают из них идеи, предвосхищающие научные открытия, как, например, о сотворении мира, об эволюции, об относительности времени, о шарообразности земли. Таким образом, религия нисколько не мешает подлинному умственному и научному прогрессу. Передовая богословская мысль не находится в конфликте с достижениями подлинной науки. Богословие и наука познают разные сферы проявления Бога и лишь дополняют друг друга. Часто расхождение между ними предвещает крупное научное открытие.

Современная наука родилась в католических монастырях. Знаменитые средневековые ученые и философы Фрэнсис Бэкон, Альберт Великий, Святой Фома Аквинский были монахами; Николай Кузанский — кардиналом. Много веков профессора Сорбонны, университетов Болоньи, Падуи, Саламанки, Оксфорда, Упсалы, Праги и других городов были монахами. Церковь способствовала появлению книгопечатания, она создала мировые центры медицины в Монпелье и в Салерно. Величайшее открытие каноника Коперника можно считать по праву открытием Церкви. Однако действительно объяснение идеи Коперника Галилеем натолкнулось на сильное сопротивление Церкви прежде всего вследствие ошеломляющего характера самого открытия, которое переворачивало средневековые представления о физическом мире. Даже знаменитый астроном Тихо Браге выступил против открытия Галилея. Неудивительна реакция простых смертных, в том числе служителей Церкви. Средневековые люди восприняли от древних систему Птолемея о центральном положении Земли, свыклись с этой системой и связали с ней свои упрощенные религиозные представления. Поэтому у служителей Церкви была потребность возражать Галилею. К сожалению, их мнение было в дальнейшем использовано врагами Церкви. Не следует забывать, что Коперник и Галилей смогли обнародовать свои работы. Суд Церкви не помешал победе истины и только сделал доказательства Галилея более строгими и убедительными. Джордано Бруно был монах и фантазер. Его гипотеза о множестве обитаемых миров (планет) не выдерживает критики. Согласно закону движения вещей, самозарождение жизни невозможно, так как ее возникновение обусловлено творческим вмешательством. Перенос зародыша жизни через громадные пространства на гипотетическую планету в другой галактике даже со скоростью света длился бы больше четырех лет*, и комочек жизни несомненно погиб бы раньше, чем дошел до места своего назначения. Во времена Джордано Бруно его гипотеза не могла быть опровергнута с позиций науки и воспринималась как безбожный вздор чернокнижия и магии.

*Даже до ближайшей звезды Альфа расстояние — 4,28 световых года.

Ненаучность дарвинизма в наше время доказана (гл. 20). Дарвин не понял творческого характера эволюции. Данная им схема прежде всего противоречит универсальному закону природы — второму началу термодинамики. Открытие Уоллеса о тождественности мозга дикаря и высокообразованного европейца опровергает также идею Дарвина об эволюции. Законы наследственности, открытые Менделем при жизни Дарвина, не были им приняты во внимание. Дарвин, как ламаркист, считал, что благоприобретенные признаки передаются по наследству. Порочность схемы Дарвина была ясна Церкви, которая была вынуждена вести борьбу с безбожными популяризаторами дарвиновского учения. Аналогична оборона Церкви от Фрейда. Его гипотеза о происхождении религии в результате покаяния сыновей, убивших своего отца, вожака стаи первобытных людей, не получила научного подтверждения. Его объяснение появления религии в результате невротического состояния человека несостоятельно. Невротическое состояние базируется на страхе, который, как было показано выше, не может породить высокую идею. Церковь на основе своих догматов сумела правильно оценить разрушительное действие дарвинизма и фрейдизма.

Ломка старых представлений редко совершается безболезненно. Открытие неевклидовой геометрии Лобачевским вызвало отпор математиков Гаусса и Остроградского. Теория относительности Эйнштейна была встречена в штыки рядом ученых. Зубчатое сцепление Новикова, совершившее революцию в машиностроении, было забраковано советскими специалистами.

В средние века Церковь была мозгом общества и подвергала критике открытия ученых, позднее эту миссию взяли на себя научные центры разных стран.

3. Бертран Рассел восстает против «мерзкого занятия латынью» в церкви.

Возможно, профессор логики Рассел, логично рассуждая, сможет защитить свою крайне парадоксальную мысль, придя к следующим выводам:

— для чтения разноязычных ученых, философов, богословов, поэтов легче изучить несколько языков, чем один;

— богослужения на едином языке ведут к разобщению и взаимному непониманию;

— церковные догматы, изложенные на едином языке, порождают разное толкование;

— летописи для историков разных стран не должны быть написаны на едином языке;

— международный язык не имеет преимуществ.

В противном случае заявление Рассела по меньшей мере непродуманно и легковесно.

4. «Религия пагубна не только в умственном, но и в нравственном отношении... она проповедует этические нормы, цель которых не имеет ничего общего с человеческим счастьем».

Возможно, Рассел пришел к такому заключению, рассмотрев заповеди и требования христианского вероучения:
— Христиане — убийцы, ибо им заповедано: «не убивай»; воры, ибо им заповедано: «не кради»; человеконенавистники, ибо заповедано им: «возлюби ближнего, как самого себя».

— Христиане погрязли в преступлениях и пороках, ибо их учение требует от них высокоморального и нравственного образа жизни.

— Призыв Церкви к борьбе с тиранией служит закабалению людей.

— Церковь сеет зло и ввергает мир в хаос, когда защищает людей от лжеучений, отравляющих ядом человеконенависти.

Но не выводы ли это человека, лишенного логики мышления?

5. «Лютеранская Церковь в Германии не разрешила отобрать собственность у бывшей царской фамилии».

Но почему, в двадцатые годы XX века в Германии можно было отбирать фамильную собственность, а в шестидесятые годы в Англии нельзя прикасаться к фамильной собственности богатейшего лорда Рассела? Почему высокообразованному европейцу Расселу недоступно судить по аналогии? Ведь он был современником событий в России, когда после конфискации имущества дома Романовых в 1917 году большевики отобрали все, что могли захватить, и у других, простых смертных. После расстрела царской семьи уничтожены были десятки миллионов людей, как правило лучших.

Произвольное отнятие собственности нарушает десятую заповедь Моисея, запрещающую зависть и лихоимство, и священным долгом Церкви было выступить против конфискации частной собственности в Германии.

6. Церковь выступала «против любого движения, направленного на достижение экономической справедливости. Папа официально осудил социализм».

Справедливая борьба трудящихся за христианские профсоюзы, страхование по болезни, пенсии престарелым, сокращение рабочего дня пользовалась всегда поддержкой Церкви. Это нашло выражение в социальных энцикликах Святого Престола, и не без его влияния требования рабочих были осуществлены в большинстве западных стран. Незыблемая основа Церкви — необходимость разрешения экономической борьбы мирными, бескровными путями и средствами. Поэтому она всегда выступала против зла, лжи, обмана, насилия, грабежа, убийства, анархии, разжигания человеконенависти.

Лжеблагодетели человечества, сформированные из безбожных сил, навязывают ему свои кровавые химеры. Для их реализации требуется истребление огромного числа неугодных, закабаление остальных, выкорчевывание религии, массовое моральное вырождение людей и другие преступления, которые отличают историю XX века. Естественна реакция Церкви на подобную экономическую справедливость.

7. «Христианство не улучшило положения женщины». Церковь исходит из Священного Писания и рассматривает брак как одно из самых больших таинств. Удел женщины — материнство и семейный очаг. Культ Богоматери со средних веков породил рыцарское служение женщине, которой было отведено особое положение в обществе.После прихода к власти коммунистов в 1917 году все устои в России были сломаны. Замужняя женщина вынуждена работать, так как заработок кормильца недостаточен, чтобы прокормить семью. Дети остаются без призору. На женщине — нечеловеческая нагрузка: работа на производстве, домашнее хозяйство, стояние в очередях за продуктами и промтоварами, воспитание детей... «Равноправие» женщины позволило загрузить ее самой тяжелой, часто вредной работой.

Видимо, упрек Рассела христианству о положении женщины следует отнести к системе организованного безбожия.

«Женщины не могут занимать сносного положения в обществе, где придается необычайное значение тому, чтобы они не нарушали весьма жесткого нравственного кодекса».

От высоконравственного поведения женщины зависит целостность семьи, воспитание духовно и телесно здоровых детей. Церковь стремится создать дружную семью, преследуя цель достойного продолжения рода человеческого. Разве можно безответственно относиться к этой проблеме?

Что осуждает Рассел? Противостояние христианства разврату и развалу семьи? В стране ли «победившего социализма» занимает женщина «сносное положение», где она после своего раскрепощения превращена во вьючное животное, издергана, замучена, постоянно болеет, рано стареет? Или в мусульманских странах, где она — рабыня и наложница?

8. «Концепция греха, связанная с христианской этикой, приносит миру неисчислимое зло, так как она открывает людям отдушину для садизма».

Предосудительные поступки, преступления — грех, нарушающий волю Бога, выраженную в Его заповедях и вероучении, и увеличивающий зло на земле. Понятие греха у человека — средство самоограничения, воспитания воли.

«Довод, будто несчастья в мире порождены грехом, — пустая увертка... Не грех вызывает разливы и извержение вулканов».

Люди давно обрели бы безмятежное счастье, если их несчастья зависели бы только от извержения вулканов и разлива рек. Поистине надо быть слепым, чтобы не видеть беды человека по причине его непослушания, лени, гордыни...

«Раз Бог знал наперед те грехи, в которых окажется повинен человек, то Он несомненно был ответствен за все последствия этих грехов, когда решил сотворить человека».

Человека грешно уподоблять планетам или механизмам, движущимся по определенным орбитам или траекториям. Бог наделил человека душой, умом, свободной волей, силой. Его дух способен торжествовать над плотью. Если в грехопадении отклоняется от заветов Бога человек, то он несет за это полную ответственность.

«Страдания посланы миру как очищение за грехи и являются делом благим. Но это — рационализация садизма... За что же страдают дети?»

Жизнь подлинного христианина в преодолении сопротивления на пути, который указал ему Бог. Сильный дух может преодолеть большое сопротивление, то есть тяжкие страдания. Победа над страданиями духовно обогащает человека, и мы вправе рассматривать их как благо. Страдания человека очищают его душу; христианин просит о помощи в своих молитвах, безбожник часто возвращается к Богу. За страдания детей по причине их условий жизни (голод, холод, болезни, переутомления) несут ответственность родители и воспитатели. Общечеловеческие страдания (смерть близких, личная неудача, несчастный случай) неизбежны и способствуют формированию настоящих людей, а не маменькиных сынков.
Рассмотрение Расселом концепции греха и наказания как человеконенавистнической страдает примитивизмом мышления. Когда человек падает с крыши и ломает ногу, он должен пенять на собственную неловкость, а не на закон всемирного тяготения; и следует винить не Бога, а самого себя за искалеченную жизнь.

9. «В религии три человеческих импульса: страх, тщеславие, ненависть». «Религия является силой зла».
Религия — сила зла, видимо, потому что, по Расселу, она разрешает предаваться трем вышеуказанным чувствам. Мы уже объяснили ошибочность толкования Расселом роли страха в возникновении религии и неправильный взгляд на появление ненависти вследствие христианского вероучения о любви. Тщеславие — преддверие гордости, которая представляет собой один из самых страшных грехов для христианства. Тщеславие и гордость рождают другие грехи и приводят к безбожию.

10. Рассел усматривает в Евангелии поношение разума, ибо взрослых уподобляют детям. Видимо, Рассел подверг критике слова Христа: «Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него» (Мк 10, 15). Неужели Рассел не в состоянии сам понять, что речь идет о достижении верующим чистоты, безгрешности, безграничной веры?

Мы вправе были ждать, что опровержение всемирно известным философом полезного вклада религии в цивилизацию было бы выполнено не на уровне посредственного и нелюбознательного школьника.