Опасность безбожия для безбожников

Если человек, не имевший представления о Боге, совершает поступок, резко сгущающий его душевные силы и направленный на благо ближнего, то такое поведение должно быть Богу угоднее, чем противоположное. Но если такой же поступок произведен сознательным безбожником с вызовом Богу, с противопоставлением себя Церкви, да к тому же вне чувства раскаяния и вне переживаний «благоразумного разбойника», то он не может быть угоден Богу и, наоборот, представляя собой акт борьбы с Богом, только усугубит вину безбожника. Таким образом, каждое движение души, каждый мотив, породившие поступок, определяют его как положительный или отрицательный с точки зрения его угодности Богу. У истинно верующего в Бога, стойкого сына Церкви гораздо больше возможностей совершать именно положительные, угодные Богу поступки и дела; у безбожника вероятность совершения отрицательных дел, противных Богу, несравненно выше.

Заметим, что отсутствие сопротивления при его достаточном преодолении производит ощущение удовольствия. Так, лыжник легко скользит по пологому безопасному склону. Однако увеличение скорости, продолжительности спуска и крутизны склона влечет за собой новое преодоление сопротивления и требует от лыжника напряжения и управления в условиях больших скоростей и препятствий. Так и впавшему в безбожие из-за прекращения преодоления сопротивления в области, определяемой религией, вначале становится вроде легче, свободнее и удобнее. Но далее это облегчение сопровождается скольжением без задержки в пропасть аморализма и распада. И лишь снова преодоление сопротивления на религиозном пути сможет удержать его от падения в глубину.