Созидатели и разрушители

Род людской испробовал множество признаков для своего взаимного разделения: цвет кожи, национальную принадлежность, вероисповедание, сословия и, наконец, классы. С появлением идеологий совсем уж чиниться перестали и стали лепить на спину бубновый туз с ругательной кличкой: реакционер, фашист, расист. Так проявлялись осуждение и презрение в отношении лиц, придерживающихся консервативных, традиционных, либеральных — короче, так называемых правых взглядов. Ряд признаков узаконивает действительные различия, но преобладают признаки, пущенные для борьбы с неугодными лицами.

Показательно, что среди всех теперешних признаков отсутствует самое древнее и несомненное деление людей на мирных, а нередко и праведных тружеников — авелей и на завистников, способных на убийство, — каинов (Быт 4, 2—16).

Исходя из этой бессмертной схемы, людей следует делить на созидателей и разрушителей*. Причина забвения этой истины в том, что такой подход к проблеме, осознанный миллионами, крайне невыгоден разрушителям.

* В вышедшем на французском языке «Осциллирующем мире» (Le Monde oscillatoire. Monte-Carlo. Ed. Regain, 1974) глава «Классификация людей» была основана на положении, что человек как носитель бессмертной души — особое метафизическое существо. Предлагаемые 13 групп людей представляли собой антитезы: например, люди Церкви — люди антицеркви, люди доброй воли — преступный мир, люди умственного труда — интеллигенция. Рядовые труженики были промежуточной группой. В своих работах по физике я исходил из узловых точек, то есть строго установленных данных науки. Подобные узловые точки, необходимые для уточнения природы созидателей и разрушителей, увы, отсутствовали. Подлинная история зачастую подменялась мифами, читателю преподносились разноречивые и разрозненные факты. Отсутствие строгих критериев затрудняло нахождение обоснованных определений. В вышедшем в 1987 году «Узле III» «Красного колеса» А. Солженицына я нашел нужные убедительные исторические подтверждения. Тщательно собранный им и исследованный через лупу времени исчерпывающий исторический материал позволил проверить и окончательно обосновать признаки созидателей, разрушителей и неустойчивых. Промежуточные определения, данные мною прежде, следует отбросить как неполные и неточные. — Примеч. автора.

Определим сразу же разрушителей и созидателей и в меру надобности назовем вещи своими именами.

Разрушители принадлежат к породе людей с ярко выраженными отрицательными качествами. Они родятся с задатками этих качеств, которые в подходящей обстановке быстро развиваются без усилий с их стороны*.

* Гл. 23 «О добре и зле в душе» в «Теории густот» (см. т. 2).

Каковы же основные свойства подлинного разрушителя? Это:

— отсутствие совести;

— природное безбожие (невосприятие, отбрасывание идеи Бога);

— склонность к разным формам террора и даже личная способность совершать убийства;

— жестокость, доходящая до свирепости (свойственна многим);

— лживость, доведенная до предела;

— абсолютный аморализм, превращающий человека в морального урода в чистом виде;

— отсутствие, как правило, склонности к созидательному труду и обращение к нему лишь в силу неизбежной необходимости.

Разрушители, как и созидатели, могут быть любой расы или национальности и принадлежать к любому классу или сословию, быть бедными или богатыми, образованными или неучами. Потому они существуют среди рабочих, преподавателей, служителей Церкви, в салонах и правительственных кругах, во всевозможных организациях.

Когда разрушители группируются и образуют мафию, политическую партию, шайку преступников или террористов, наносимый ими вред не вызывает сомнений.

Разрушителей-одиночек возможно тоже распознать по их поведению. У подлинных разрушителей в избытке дурные качества. Свойственная им распущенность заставляет их презирать вечную мораль. Некоторые из них патологически ненавидят Бога и верующих. Остальные просто не воспринимают религиозных истин.

Принятие террора характеризует и объединяет разрушителей. Террор для них — необходимое и решающее оружие в борьбе за власть. Поэтому любые формы террора оправданы: подпольный индивидуальный и открытый массовый. От устрашения, шельмования, удушения врагов идейными средствами разрушители переходят к физическим средствам и пытками, истязаниями, расстрелами уничтожают заложников, заключенных, пленных, раненых, не щадя ни женщин, ни детей. Разрушитель всегда согласен с необходимостью террора и либо его поддерживает, либо в нем лично участвует.

Отношение разрушителей к террору свидетельствует об их склонности к злобности, мстительности, насилию, преступлениям. В обстановке, благоприятствующей этим склонностям, мирный с виду разрушитель преобразуется в палача, изверга, истязателя. В прошлом и настоящем всегда широко применялся террор, когда разрушители были движущей силой коренных событий истории. Вспомним религиозные войны, французскую революцию, события 1917—1921 годов в России, террор, продолжающий свирепствовать в СССР и в странах, захваченных коммунистами.

Большинство рядовых разрушителей бездарны, посредственны, серы. Плоское мышление ориентирует их на хитрости и коварство. Честная, добросовестная работа не их удел, и редко они обладают полезными профессиями. Для подлинной умственной деятельности им не хватает таланта, а также умения и знаний, приобретенных годами труда, старания, терпения. Поэтому им удобна идеология, направленная на разрушение существующего порядка и устоев и позволяющая бездарностям занять руководящее положение. Любой ценой стремятся они к этой цели, преисполненные нетерпения и зависти к чужим успехам.

Для каждого объединения разрушителей обязательны определенные взгляды и требования, и любое отступление от них жестоко карается по законам бандитских шаек. Партии «нового типа» основаны на наиболее распространенной и опасной идеологии, именуемой марксизмом. Эта окостенелая антинаучная идеология, основанная на ошибочных философских воззрениях середины XIX века, унизительна для человека. Но презирающие народ разрушители навязывают ему свою доктрину.

Коль скоро эта идеология оправдывает любую аморальность и террор, она приносит огромную пользу разрушителям, позволяя им действовать по одной и той же модели. А именно:

— культивировать и разжигать классовую рознь, натравливая рабочих на работодателей, крестьян — на средних и крупных землевладельцев, поощряя низменные инстинкты и индивидуальный террор;

— осуществлять захват власти и проводить массовый террор;

— образовывать из числа членов партии господствующий класс (аппаратчиков), сосредоточив в его руках всю полноту власти и все богатства страны;

— беспощадно эксплуатировать население, истребляя целые его слои.

По этой схеме происходило порабощение всех народов, попавших в красную кабалу, хотя нередко приход к власти разрушителей сопровождался гражданскими или партизанскими войнами. Жестокость власти разрушителей настолько невероятна, что кажутся они какими-то пришельцами чуждой людям породы. Согласно марксизму людей можно приравнять к вредным насекомым и соответственно истреблять их миллионами (так считал Ленин).

Повадки разрушителей и их преступления получили широкую огласку в XX веке. Их главные методы — тотальное ограбление, обман, растление населения под воздействием непрерывного террора.

Только в силу доверчивости, самоуспокоения, взаимного разобщения созидателей разрушители, действующие (надо отдать им должное!) единым фронтом, не рассматриваются как опаснейшие враги человечества. Их идеология, насаждающая красную чуму, не предана до сих пор анафеме, и ее сторонникам не объявлена тотальная борьба.

Разрушители — заклятые враги рабочих и крестьян. Сегодня разрушители устраивают политические забастовки, избивают несогласных с ними рабочих; завтра, захватив власть, новые красные кхмеры начнут поголовное истребление неугодных им слоев населения. Сегодня они против смертной казни, карающей уголовных преступников, завтра они ее восстановят для уничтожения несогласных с ними созидателей.

Разрушители в сфере образования и в Церкви растлевают души, искажают мышление, способствуют развалу семьи, превращают людей в роботов, исполняющих любые преступные поручения режима, стремятся искоренить религию.

За прошедшие века разрушители породили на Западе различные идейные течения, подрывающие основы общества. В наши дни царит настоящий идейный террор. Выгодная разрушителям подлость или предательство оправдываются во имя прагматизма; плод их недомыслия имеет право на существование благодаря плюрализму. К критике разрушители нетерпимы, и немедленно на противника их идеологии навешивается ярлык реакционера. Таким образом, критик марксизма захоронен заживо: печать, телевидение, радио, исследовательские институты, университеты для него закрыты.

В создавшемся положении немалая вина тех созидателей, на которых лежит ответственность за защиту моральных ценностей. Они недооценили опасности, боялись прослыть отсталыми, играли в поддавки. С запозданием по меньшей мере на полтора столетия и наделав массу с трудом исправимых ошибок, созидатели вынуждены посмотреть в глаза действительности и понять, что разрушители — их смертельные враги. Не случайно Достоевский в своих прозрениях называл их бесами, и разрушителю по праву может быть присвоено имя Каина, ставшее нарицательным с библейских времен.

С давних пор разрушители (и те, кто были вовлечены в их русло) подсовывали человечеству на первый взгляд броские и убедительные для толпы схемы, ложные по существу. Их объяснения, как правило, били на низменные чувства, относили беды и недочеты жизни человека на счет общества и не требовали от него самоусовершенствования.

Вопрос устроения жизни человечества не решается схемами, из которых было выброшено главное, основанное на подлинных качествах человека, содержание этой жизни и в которых делался упор на то, что выгодно крайнему крылу разрушителей. Мы убедились в этом воочию на опыте XX века.

Страны, пошедшие по каинову пути, разрушили мощь и здоровье своего народа. В Советской России под «гениальным» руководством Ленина и Сталина было уничтожено 83 миллиона человек. После 55 лет индустриализации страна, жизненный уровень которой один из самых низких, способна вывозить лишь сырье и оружие, а заодно террористов, шпионов и агентов, занимающихся развалом мира. Страны, пошедшие по пути человеческому, благодаря созидателям культуры и цивилизации, пришли к подлинному прогрессу, для осуществления которого не потребовалось диавольских средств уничтожения людей. Менее чем за 100 лет средневековая Япония стала второй после США промышленной державой мира, и жизненный уровень ее населения непрерывно растет.

Созидатели. Назовем созидателями тех, кто родится с высокими задатками души. Но для их развития, то есть для самого созидания в требуемых формах, должна быть проделана большая работа в ходе воспитания, образования, становления и зрелой жизни. Эта успешно выполненная созидательная работа представляет собой главный признак подлинного созидателя.

Итак, главный признак созидателя — необходимость неустанной работы по созиданию своего духа и поддержанию его на должном уровне. Склонность же к созидательной деятельности в избранном созидателем направлении (специальности) — хоть и важный, но вторичный признак.

Осуществление главного признака представляет большие трудности для подлинного созидателя, и в этом его заслуга. Но подлинный созидатель не чудо природы. Подлинный созидатель — нормальный человек сильного духа, совестливый, обычно верующий, преисполненный чувства долга и правоты, стойкий в уважении и поддержке традиционной формы правления и Церкви. В век массового распространения безбожия к созидателям может принадлежать и атеист по воспитанию, когда его сильная душа берет верх и прибивает его к спасительному берегу.

Созидатели трудятся на своих участках работы, необходимых для жизни и процветания общества. В их число входят труженики всех профессий (лучшие инженеры, мастера, рабочие, крестьяне, агрономы, врачи, учителя, предприниматели, коммерсанты, ученые, священники, военнослужащие, государственные деятели), все творцы подлинных ценностей во всех направлениях. Они принадлежат, таким образом, ко всем слоям населения любой страны. Средние способности ряда из них восполняются трудолюбием и добросовестностью. Их отличают здравый смысл и склонность к порядку. Норма поведения для них — следование заветам вечной морали, откуда естественное стремление к торжеству добра, права, справедливости и отрицание зла, опасного для жизни человека и его семьи. В силу этого созидатели:

— стараются создать крепкую семью и дать хорошее воспитание детям;

— способны защитить правое дело, подлинную законность, свое отечество и не дать в обиду себя и своих ближних;

— предпочитают тщательное, осторожное совершенствование общества (то есть движение по проверенному пути, по пути реформ) и умеют ценить его достижения.

Неустойчивые. Наблюдение за единствами (школы, тюрьмы и лагеря, заводы, конструкторские отделы) интуитивно привели меня к следующему заключению: в них 5% созидателей и 10% разрушителей. Подавляющее большинство (85%) представляет собой промежуточный слой, состоящий из тех, кому следует присвоить название неустойчивые*. В подходящей обстановке многие из них легко скользят в сторону разрушителей. Нередко из-за дезинформации и разжигания низменных инстинктов в число разрушителей попадают люди с небольшим искажением души, чье место среди созидателей или в верхних (лучших) слоях неустойчивых. Поэтому перед созидателями стоит колоссальная задача: направить неустойчивых на духовные ценности, определяющие созидательную струю жизни.

* Процентное соотношение неустойчивых в разных слоях населения надлежит научно установить современными средствами исследования социальных групп. — Примеч. автора.

Благотворное развитие человечества зависит от степени:

— самосозидания созидателей;

— созидания сознания неустойчивых;

— ограничения деятельности разрушителей.

Предлагаемое деление на созидателей, разрушителей и неустойчивых гораздо сложнее: отсутствие внешних наглядных признаков требует от созидателя постоянных усилий для должного поведения. Ведь в каждом созидателе есть зерно разрушительного начала. Качество человека определяет линию поведения его жизни. У человека свободная воля, и он может раскаянием, возвратом к Богу, церковным покаянием спасти свою заблудшую душу. Каин может стать человеком доброй воли и даже быть причислен к лику святых. Таков пример Апостола Павла: созидатель Церкви и величайший святой, будучи Савлом, гнал первых христиан и разрушал их общины. Напротив, человек доброй воли может стать Каином и даже сатанистом.
Размежевание на созидателей и разрушителей достаточно сложно, трудоемко, ответственно, требует постоянных размышлений и самопроверки. Сложно, трудоемко, но зато отвечает вещам и природе человеческой.

Достижение власти любой ценой осуществляется разрушителями ниспровержением традиционных форм правления методом всевозможных потрясений и взрывов (бунт, восстание, так называемая революция), требующих коренной ломки жизни и моря крови.

Губительность резких потрясений давно обоснована учеными. С легкой руки нашего историка Н. Данилевского О. Шпенглер и А. Тойнби доказали циклическое развитие сорока цивилизаций. Число привлекает внимание, и возникает стремление узнать скорость старения народов и исчезновения цивилизаций. Современная наука может помочь нам разобраться в этом вопросе колоссальной сложности.

В мысленном искусственном цикле один близнец остается на земле, а другой отправляется путешествовать в ракете. За цикл, от отбытия ракеты до ее возвращения, совершается 100 миллионов ударов пульса близнеца, отвечающих 10 годам его земной жизни. Согласно частной теории относительности, при скорости ракеты, равной 9/10 скорости света, относительная единица времени в ракете в два раза больше единицы времени на земле. Поэтому за истекшее на земле время у близнеца в ракете число ударов пульса будет в два раза меньше, чем указанное, и, когда он вернется на землю, он будет на 5 лет моложе своего близнеца, который ее не покидал. Замедление процессов в ракете, в том числе старения, таким образом, доказано.

В рассматриваемом малюсеньком цикле абсолютно достоверно воздействие скорости механического перемещения человека на величину и быстроту старения. Человек в ракете не отличает равномерную скорость своего передвижения от состояния покоя, и тем более разительно это простое влияние. Что же сказать о силе влияния, часто взрывного и резкого, уродующего душу, тело, мысли, чувства? Каких чудовищ безответственности, бесчеловечности и органической тупости представляют собой лидеры так называемых революций, осуществляемых методами разрушителей, и их ретивые подручные!

Пагубность резкого влияния на человека требует:

— крайне вдумчивого и осторожного проведения созревших изменений в традиционных формах жизни народа;

— проведения изменений путем реформ, без резкой ломки уклада жизни;

— предотвращения взрывных скачков, а в случае их возникновения на дрожжах разрушителей решительной с ними борьбы.

У подлинных созидателей сердце кровью обливается от содеянного в XX веке. Подлинным же разрушителям ужас истребления миллионов людей кажется нормальным, ибо приближает их к заветной цели закабаления человечества во всемирном ГУЛаге и вожделенного перехода их самих в класс номенклатуры. До сих пор в крупных событиях разрушительной природы участвовало большое число замороченных созидателей, над которыми главенствовали разрушители разного калибра. Но история творится не брюхом, а головой, под влиянием на нее чувств и инстинктов. И велика в этом роль ведущих разрушителей. Они создали ложные, в корне ошибочные доктрины, бьющие на низменную, подлую сторону человека. А орда их помощников разнесла и продолжает разносить заразу вширь и вглубь, создавая партии «нового» (а по существу, старого, как мир) типа.

Разрушение традиционных форм жизни в XX веке идет полным ходом. Так, эра клеветы, обмана, насилия, шельмования созидательного начала жизни и его носителей подготавливает искусственный взрыв. В силу этого созидатели должны вести неустойчивых на борьбу с лютыми врагами человечества — разрушителями. Победа над ними избавит мир от истребления сотен миллионов людей, а оставленных в качестве рабочей силы — от безысходного рабства.

В Обществе Созидателей будут действовать законы созидания, согласно которым будут вести себя люди*.

* Законы обоснованы и названы законами созидания общества в главе 26 «Теории густот» (см. т. 2).

Первый закон: неустанное самосозидание души и сознания созидателя; добровольное подчинение законам Общества Созидателей и поддержка этого общества.

Второй закон: поддержание в Обществе Созидателей силового поля, способного помочь неустойчивым прийти к мировоззрению созидателей.

Третий закон: пресечение вредной для общества деятельности разрушителей.

В дальнейшем изложении под созидателями мы обычно понимаем и неустойчивых.