Объединение созидателей на религиозной основе

Протесты Папы Римского, о которых мы говорили в предыдущей главе, будут особенно внушительными, когда будет чувствоваться, что за ними стоят миллионы верующих, и не только католиков. Это возможно при двух условиях:

1) объединении христиан, опережающем намного их религиозное единение, в борьбе с общим смертельным врагом,

2) крепости Римской католической Церкви, непосредственно возглавляемой Папой.

1. К единению христиан через их объединение

Исключительное положение Папы обязывает его защищать христианский мир и верующих иной религии от многочисленных врагов. Для осуществления этой защиты Папа:

— возглавляет борьбу с силами организованного безбожия*, которые стремятся уничтожить христианство, равно как и остальные религии, и поработить человечество;

* Не следует путать атеиста и безбожника. Атеизм представляет собой умственное состояние человека, образовавшееся вследствие воспитания и окружающей среды. Частичное поражение духовных тканей не деформирует полностью личности, и эти люди приемлемы в обществе. По несчастному стечению обстоятельств атеистом может быть и созидатель. В атеистах мы надеемся обрести наших братьев.
Безбожие представляет собой органическое отвращение ко всему, что связано с Богом. Поэтому оно выражает себя в агрессивном стремлении искоренить веру в Бога, да и самих верующих. Безбожник неизбежно принадлежит к разрушителям (иногда разрушители борются с Церковью с помощью образованных ими сект). Безбожник в чистом виде широко использует разные формы террора, от запугивания и принуждения детей к безбожию до мучений и расстрелов стойких верующих. Он по своему существу ярый враг созидателей и представляет для них большую опасность. Совращение созидателя в безбожие лишает его главного оружия — веры, и он легче подчиняется игу разрушителей. — Примеч. автора.

— категорически осуждает современные извращения христианства на основе марксизма и безбожия, приводящие к сектам сатанистов и изуверов; оценивает эти извращения как взгляды, несовместимые с христианством*;

* Современный христианский мир представляет собой совокупность религиозных объединений людей, верующих в Иисуса Христа как в Бога и не затронутых элементами марксизма, фрейдизма и следами безбожия. — Примеч. автора.

— протестует против очередного истребления людей, осуществляемого коммунистами, а в малоразвитых странах нередко и их тиранами, и призывает оказать им сопротивление;

— поднимает голос против терроризма и уничтожения достоинства человека;

— поддерживает борьбу в области идей с сатанизмом (марксизмом и его производными, разными формами безбожия, античеловеческими философскими взглядами).

Эта деятельность Папы привлечет к нему сердца многих, исполненные благодарностью и надеждой. Его призывы будут приобщать созидателей к борьбе за свое будущее и поражать губительные для человечества вспышки зла в мире, ибо на них будет обращено общее внимание и люди потребуют их затушить. Папа не верховный судия и не арбитр между странами. Эти функции возложены будут на знатоков права и финансов международной службы защиты.

Христиан разных исповеданий объединяет одна и та же вечная мораль, и каждый христианин таинством крещения участвует в мистическом теле Христовом и принадлежит тем самым Вселенской Церкви, оставаясь в своей Церкви или секте. Христианин, участвуя в борьбе Вселенской Церкви с силами зла, не обязан менять своих взглядов. Церкви или секты, к которым он принадлежит, не должны только мешать своей пастве сознательно участвовать в этой борьбе, порождающей к тому же братские чувства между христианами**. Поэтому, не дожидаясь единения Церквей и сект, каждый созидатель решает сам о своем участии в совместной борьбе с общим врагом, оставаясь при этом в своем вероисповедании.

** В статье «К единению христиан» (см. с. 409—420. — И. П.) я предлагал в качестве промежуточной ступени коллегию из глав христианских Церквей. Дальнейшие размышления показали отсутствие необходимости в ней. Достаточно, чтобы прихожанам не чинились препятствия в их борьбе с мировым злом. — Примеч. автора.

2. Пожелания созидателей-христиан Римской католической Церкви

В книге «Беседа о вере»* кардинал Ратцингер на основе глубокого знания постановлений Второго Ватиканского Собора объясняет, что во всех бедствиях, свалившихся на Церковь после этого Собора, повинно неумелое, произвольное или ошибочное толкование его текстов, ведущее к их искажению. Префект святой конгрегации справедливо критикует эти бедствия. Предоставим вынести окончательное суждение о Соборе знатокам-теологам. Я же хочу лишь обратить внимание на то, что ослабляет Римскую католическую Церковь и мешает ей возглавить Вселенскую Церковь Христову.

* Joseph, cardinal Ratzinger, Vittorio Messori. Entretien sur la foi. Paris, Fayard, 1985.

Более двадцати лет назад в Римской католической Церкви появилась так называемая «теология освобождения» — антихристианское зелье на марксистской закваске. Ее цель — взорвать Церковь изнутри. Эта теология широко распространилась в мире, главным образом в Южной Америке, и не миновала Франции. Святой престол вот уже двадцать лет уговаривает врагов христианства. В 1984 году кардинал Ратцингер выступил с критикой «теологии освобождения», в 1985 году подверг ее уничтожающей критике в вышеназванной книге. Однако ни Папа, ни он не подвергли эту опасную ересь нашего века официальному осуждению. В 1986 году указанная ересь получила права гражданства, а ее автора, отца Бофа, реабилитировали. Такое положение нетерпимо. В пределах Церкви не должно быть места антихристианскому учению на марксистской, сатанинской основе.

Приобщение созидателей к Вселенской Церкви требует скорейшего очищения Римской католической Церкви от порочного и зловредного нароста «теологии освобождения». Увы, это не единственное извращение христианства в наши дни: ереси «демистификация христианства» и «христианский атеизм» тоже ждут своего осуждения и изгнания за пределы Церкви. Коль скоро созидатели решат объединяться вокруг Вселенской Церкви, от нее потребуется быть крепостью, а не развалиной. И следует поэтому прислушаться к жалобам и настоятельным пожеланиям рядовых католиков.

С появлением средств массовой информации западных созидателей усиленно обрабатывают группировки людей, занятых разрушением общества. Место в жизни созидателей оставляет им мало свободного времени. Они теряют своих детей, которых портят в школе, им внушают вредные и ложные идеи, и они сами часто сбиваются с верного жизненного пути. К сожалению, Церковь перестала властно и настойчиво указывать им верное направление.

Так мы, созидатели, вольно или невольно участвуем в разрушении нашей жизни. Церковь теперь не дает нам строгих, проверенных жизнью указаний, а ее священники во многих случаях подорвали к себе доверие. Развал западного общества от этого только усиливается. Если не положить этому конец, то западные страны также попадут в лапы красных разрушителей. У нас ряд требований к Римской католической Церкви. Ей следует:

— провести строгую чистку на всех ступенях иерархии Церкви и искоренить непослушание Папе. Пресечь соглашательство с врагами Церкви и небрежное выполнение своих обязанностей. Восстановить строгую дисциплину в своей иерархии;

— навести порядок в семинариях и католических институтах;

— восстановить доверие созидателя к священнику (созидатель должен быть уверен, идя на исповедь или обращаясь с вопросом к священнику, что имеет дело с подлинным приходским вероучителем, а не с волком в овечьей шкуре);

— запретить любой вид сотрудничества с коммунистами, марксистами, активными безбожниками;

— добиться единомыслия в проповедях и руководстве прихожанами. Даже небольшое изменение в церковной жизни объявлять устами Папы с высоты кафедры (ex cathedra), ибо все влияет на наши нравы;

— ввести единый Закон Божий и Катехизис, близкие к традиционным;

— перестать напоминать о наших правах, ибо пользу принесет напоминание о наших обязанностях, христианском долге, бескорыстном служении высоким идеалам, неизбежном нашем спутнике — первородном грехе.

Ввиду огромной сложности христианского вероучения крайне желательно, чтобы Отцы Церкви составили для рядовых христиан подобие устава отправления религиозных обязанностей (см.
Приложение I и II). Церковь должна оградить созидателей от скороспелых новинок карьеристов-теологов, которые сбивают с толку не только молодых людей, но и священников. Великие вопросы вероучения должны быть в руках специалистов — людей образцовой жизни, посвятивших свою жизнь Богу. При выполнении вышеуказанных требований Церковь сможет возглавить, борьбу с мировым злом.

Христианское вероучение построено на заветах самого Бога. Сверкающая мудрость Его слов иногда ослепляла, и требовалось глубокое проникновение в их смысл. Не удивительно, что в первом приближении христиане часто сбивались с пути и наделали уйму ошибок. Приобретенный за 2000 лет опыт облегчит выправление положения и даст возможность человечеству выйти из тупика. Мы больше не упустим сказанного о Каине и Авеле, не забудем, как Спаситель при всей своей кротости называл книжников и фарисеев «змиями, порождениями ехидниными». Сложность жизни в том, что Каины и ехидны в ней стоят бок о бок с нами, Авелями, — простаками и тружениками. Многого в свое время мы не поняли и должным образом не защищались от их козней, доверяли их обещаниям и попадали в расставленные сети. Созидатели теперь постараются больше не допустить подобного положения, объединившись вокруг Вселенской Церкви Христовой.

Приложение I. Устав рядового созидателя-христианина

Беды и злоключения людей на протяжении веков обязывают подлинных богословов найти более совершенные формы претворения в жизнь Божественного вероучения Иисуса Христа. Умудренные пережитым созидатели могут помочь им советом.

Большинство поучений и заповедей Спасителя понятны людям любых эпох, и из них следует составить «Устав христианина». Исполнение других, не менее ясно выраженных заветов требует посвящения всей жизни служению Богу — то удел святых, монахов, мистиков.

Коль скоро рядовой христианин призван быть солдатом Божиего воинства, следует выделить поучения, к нему относящиеся, в отчетливый свод правил или устав. Я наметил этот устав в форме, доступной рядовому созидателю. С Божией помощью и по наитию Духа Святого Отцы Церкви отчеканят требуемый созидателю устав. Христос дал свои заповеди на все времена и всем народам, поэтому каждая эпоха обязана излагать их на своем языке. Например, в своей заповеди «Блаженны нищие духом» (Мф 5, 3) Христос вовсе не хочет, чтобы каждый христианин превратился в Иванушку-дурачка или юродивого (считая юродивых настоящими христианами). Вероятней, что этими словами Спаситель выразил следующее требование: будь прост в обращении, не гордись, подавляй свое самолюбие.

Неисчерпаема сокровищница заветов и идей Спасителя, и нет сомнений, что Отцы Церкви извлекут из нее превосходный устав христианина, необходимый нам — созидателям. Ибо христианство должно быть тканью нашей жизни. И посему просим мы Отцов Церкви ввести в устав обязательные правила касательно времени для молитв, посещения церковных служб, соблюдения постов, покаяния, исповеди, причастия. Крайне желательно ввести в устав краткие, пусть упрощенные, объяснения трудных для понимания мест из Евангелия о Троице, Царстве Небесном, Страшном Суде, райском блаженстве, загробных адских муках, благодати и ее связи со свершением добрых дел.

Требования Спасителя к христианскому миру следуют непосредственно из Его решений:

— «А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему жерновный камень на шею и бросили его в море» (Мк 9, 42); «...а хула на Духа не простится человекам» (Мф 12, 31). Эти слова требуют безоговорочной борьбы с безбожием, исключают соглашательство и примиренчество с ним. Безбожие в оболочке модного лжеучения представляет собой главного врага Церкви и верующих в Бога.

— «...начал выгонять продающих и покупающих в храме; и столы меновщиков... опрокинул... И учил их...: «...дом мой... вы сделали... вертепом разбойников» (Мк 11, 15—17); «...не мир пришел Я принести, но меч» (Мф 10, 34). И, следовательно, когда требуется, надо железной рукой наводить порядок, как в Церкви, так и в христианском мире.

— «...быть ввержену в геенну огненную» (Мф 18, 9); «...изыдут Ангелы, и отделят злых из среды праведных, и ввергнут их в печь огненную: там будет плач и скрежет зубов» (Мф 13,
49—50). Раз сам Христос предупреждает грешников об их будущем, то священники не имеют права заниматься подменами.

— «Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну?» (Мф 23, 33). С врагами Бога, Церкви и мирян борьба должна вестись до полной победы и без церемоний.

— «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (Ин 16, 33); «...продай одежду свою, и купи меч... Господи! вот, здесь два меча. Он сказал им: довольно» (Лк 22, 36—38). Церковь должна бороться со злом в мире, и для этого необходима твердая дисциплина, железная организация и клира, и мирян.

— «Да будут все едино» (Ин 17, 21); «Ибо, где двое или трое собраны во имя мое, там Я посреди них» (Мф 18, 20); «И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» (Мк 16, 15). Так Христос указал путь соборности, единства христианского мира. Действовать без насилия, но оказывать твердый отпор разрушителям.

— «...отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мф 22, 21); «...цари земные с кого берут пошлины или подати?»; «...найдешь статор*, возьми его и отдай им за себя» (Мф 17, 25—27). Так утвердил Господь согласие Церкви и христиан с государством — с его властью, повинностями и войнами. И наша цель, цель созидателей, чтобы власть была в руках подлинных христиан.

* Четыре драхмы.

— «Всякий, приходящий ко Мне и слушающий слова Мои и исполняющий их... подобен человеку, строящему дом... на камне... А слушающий и неисполняющий подобен человеку, построившему дом на земле без основания, который, когда наперла на него вода, тотчас обрушился; и разрушение дома сего было великое» (Лк 6, 47—49); «Не судите по наружности, но судите судом праведным» (Ин 7, 24); «Нет доброго дерева, которое приносило бы худой плод; и нет худого дерева, которое приносило бы плод добрый» (Лк 6, 43). Господь говорит прямо о нас, созидателях, противопоставляя плоды созидания плодам разрушения.

— Предсказание о пришествии антихриста (Мк 13; Мф 24, 1; Ин 2, 18; 4, 3; 2 Ин 7) относится к нашему времени. Значение борьбы с антихристом огромно и требует объединения людей, достойных вести эту борьбу.

— «Думаете ли вы, что Я пришел дать мир земле? Нет, говорю вам, но разделение. Ибо отныне пятеро в одном доме станут разделяться... Отец будет против сына, и сын против отца...» (Лк 12, 51—52). Узаконено право на разделение созидателей и разрушителей — врагов христианского мира.

— «...собрали всех... и злых и добрых... Царь... увидел там человека, одетого не в брачную одежду... Он же молчал... возьмите его и бросьте во тьму внешнюю» (Мф 22, 10—12). Матфей (1—14) свидетельствует о необходимости удаления активных врагов христианства. Из общества созидателей следует изгнать активных разрушителей, которые совершают преступления против основных законов общества.

Приложение II. Поведение созидателя согласно заветам Христа

1. В полных молитвенниках можно найти прекрасное исчерпывающее истолкование заповедей Христа. Но для устава следует выработать краткое правило поведения христианина, чтоб оно на всю жизнь засело в его памяти. Уникальность задачи требует союза богословов и поэтов. Со своей стороны я хочу обратить внимание на то, что мне представляется главным для верующих в речах Спасителя:

— «...да будет воля Твоя и на земле, как на небе (Мф 6, 10); «...ибо кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат, и сестра, и матерь» (Мк 3, 35); «...войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего небесного» (Мф 7, 21); «...идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Мф 25, 41). Каждый должен стремиться познать волю Бога и претворить ее в жизнь. Исполнение воли Бога должно быть основным содержанием жизни верующего: «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф 11, 12).

— «...и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» (Мф 10, 38). Посему надо достойно исполнять свой жизненный долг, не сдаваться, не покидать ближнего в беде.

— «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин 15, 13). Следует стремиться быть рыцарем, паладином Божиего дела. Следует быть верным, надежным, стойким, держать свое слово.

— «И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить» (Мф 10, 28); «...претерпевший же до конца спасется» (Мф 10, 22); «...чтобы ты воинствовал... как добрый воин, имея веру и добрую совесть...» (1 Тим 1, 18—19); «...будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (Откр 2, 10). Христианин обязан быть верным, стойким солдатом Церкви и гражданином мира.

— «...но горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Мф 18, 7). Таково грозное предупреждение предателям и изменникам Божиего дела, равно как и соглашателям.

— «Но да будет слово ваше: «да, да»; «нет, нет» (Мф 5, 37). Значит, будь прям, честен, ответствен за свои слова.

— «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф 11, 28). Божественная любовь к людям и излучаемая благодать — лучшая помощь страждущему христианину.

— «Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и, если покается, прости ему» (Лк 17, 3). Полюбить врага трудно, но простить его после покаяния вполне возможно.

— «...возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим... возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф 22, 37—39). Соблюдая эти две важнейшие заповеди, христианин заметно продвигается в исполнении других заповедей.

Удивительно, что фигура Иуды не способствовала созданию климата, убийственного для предательства, и не подвигнула людей к благородству, верности, стойкости. Из писателей главным образом романтики отдали дань высоким чувствам.

Не умаляя значения любви, христианин должен брать в руки меч, пока диавол свободно рыщет между нами. И рано говорить о перековке меча на орало.

В уставе должно быть правило, запрещающее все опьяняющие напитки. Виноградное вино разрешается только при евхаристии и для больных. Христианин должен потреблять виноградный сок. Если этим правилом руководствуются мусульмане и израильтяне, оно должно быть выполнимым и для христиан.

2. Трудновыполнимые требования должны быть выделены, ибо представляют собой предел, к которому стремятся люди святой жизни. Перечислим некоторые из этих заветов:«...не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Мф 5, 39).

«...любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф 5, 44).

«Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный» (Мф 5, 48).

«И познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин 8, 32).

«...кто из вас без греха, первый брось на нее камень» (Ин 8, 7).

«Если вы будете иметь веру... и ничего не будет невозможного для вас» (Мф 17, 20).

Запрет произносить ругательства (Мф 5, 22).

Запрет смотреть на женщину с вожделением:

«Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя» (Мф 5, 29).

«...поклоняться Отцу в духе и истине» (Ин 4, 23).

«...Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк 17, 21).