Фильм о русском Папе Римском

Год тому назад нам показали итальянский фильм об избрании русского Папы Римского. Де Сика играет главного кардинала. В дебатах после фильма делалось ударение, что он пророческий, хоть теперь избрали польского Папу*. К сожалению, саму дискуссию я не слушал, но при развале Запада характерно, что она была после первой серии, где было показано только избрание Папы. А самые ягодки были во второй части. Фильм бездарный. Во Франции его показали на несколько лет позже, чем в Италии.

* Иоанна Павла II.

Будущий Папа двадцать лет отсидел в лагере и работал даже сварщиком. За этот срок не то что в лагере, в тюрьме подохнешь, а он в прекрасной форме: не похудел, не поправился, таким же остался потом. Значит, питание и условия были там хорошие. Приглашать надо все-таки специалистов по лагерю как консультантов фильма!

Папу привозят к следователю, который его мордовал и пытал. У него с ним самые хорошие отношения, никакой обиды. Следователи тридцать восьмого года были или расстреляны, или отправлены на пенсию, а не здравствовали и перешли в ведущие учреждения режима. Когда зек уже стал Папой, он тоже принимает прекрасно другого следователя. Какие-то горсти земли тот ему приносит. Почему избирают русского Папу, неизвестно. Видимо, за его страдания. Это вроде история кардинала Слипыя.

История с Папой Римским спрограммирована, оказывается, в КГБ. Там считают, что важно, чтобы Папа понимал российские обстоятельства, ведь он влияет на шестьсот миллионов избирателей. И выбранный КГБ Папа становится великолепным выразителем его желаний, которые вполне понимает и разделяет.

В фильме все построено на конфликте с Китаем. Вот-вот должна война вспыхнуть. Папу приглашают какие-то агенты и совершенно по-дурацки его уговаривают: «Мы, мол, своей головой рискуем, а вы ничем не рискуете». И вот он едет на свидание с главным чекистом и, видимо, главой правительства Китая. Когда этот замечательный Папа возвращается в Рим, он говорит кардиналам: «Я отдаю все богатства Церкви бедным». Поначалу они это не приветствуют, затем говорят: «Да, да, совершенно верно, мы должны все отдать, вплоть до сокровищ искусств». Сам Папа представлен каким-то дурачком, которого ничего не стоит перевернуть. Традиции Церкви можно легко нарушить, и его церковнослужители не протестуют.

Отдать богатство Церкви — это нарушить закон движения вещей. Если главная густота, которая собиралась в течение веков, будет роздана, то она прекратит свое существование и обретется уже в совершенно другом качестве. В тех условиях, когда от Церкви столько зависит и когда на нее нацелено столько сил, ей предлагают отдать церковные богатства. Это означает, что она прекратит существовать как величина, которая может независимо какую-то активность проявлять, и станет полностью зависимой от каких-то подаяний. Это — разрушение католической Церкви и западного мира.

Кинокартина сделана в нарушение этического контроля. Не продумал, не проверил ничего сценарист. Развесистая клюква. Почему русский Папа? Если русский Папа, то должны быть и русские католики. Но русские католики в двадцатые годы были полностью уничтожены. Последний экзарх русских католиков Федоров погиб в Соловках. Католики, которые с ним сидели, описали его жизнь, его идеи. Почти всех их тоже расстреляли в Соловках. В фильме ссылка на Львов. Но его присоединили к СССР в тридцать девятом году, и никаких русских католиков в нем не было. Там были униаты, и так и надо сказать. И можно предположить, что кардиналы там были наподобие кардинала Слипыя. А поведение воображаемого Папы в фильме — это пощечина Слипыю.

Какая грандиозная глупость! Русский кардинал в польском Львове. Надо действительно ничего не соображать. И фильм сделан в Риме, где есть полная возможность получить исчерпывающую консультацию, хотя бы в Руссикуме*.

* Руссикум — Папский русский колледж (высшее учебное заведение) в Риме.

Монополия в телевидении приносит вред. Телевидение, конечно, нужно иметь, но для каких-то случаев общенационального значения, важных сообщений, больших интересных научных и общественных явлений. Но нельзя каждый день забивать головы людей телевизионной жвачкой. Ее совершенно достаточно давать несколько часов в неделю. Раз в неделю должен быть показан хороший кинофильм, и раз — театральное представление. Можно делать исключение для дальних провинциальных городов, где нет театра, — давать для них спектакли и фильмы чаще.