Кого нам предлагают спасать?

«...но сколько могут — обманывают (а то и воруют), служебные часы тратят на личные дела... все стараются получить денег больше, а работать меньше, — и с таковым народным настроением какими же сроками можно располагать для спасения страны?» (с. 30).

Оплачивать работу соответственно ее квалификации режим не собирается: в принуждении люди должны жить от получки к получке, и если не впроголодь, то в вечных недостачах. Естественно их отношение к труду, которое почему-то возмущает Солженицына, вместо того, чтобы вызвать у него сочувствие.

Для угнетенного подсоветского человека существуют два четких понятия: режим и народ. Между ними идет непрерывная, в большинстве случаев скрытая война. Первый существует за счет второго и для этого держит народ в порабощении. Понятия «страна», «отечество» в СССР стали сверхсмутными, и в них не всегда вкладывают правильный смысл. Но одно несомненно, что режим партийных бюрократов угнетает население, а отечество и страна принадлежат народу, а не поработителям.

В очередной раз Солженицын вносит путаницу. Если бы он подразумевал под страной народ, то не жаловался бы на его поведение по отношению к режиму. В представлении Солженицына страна в условиях режима — нормальное единство государства и подвластного населения. В результате этой ошибки, простительной западному туристу, появилось «Письмо вождям Советского Союза». Для Солженицына такая ошибка оборачивается трагедией: он заботится о спасении народа, страны, но, сам того не желая, хлопочет о спасении режима.

Спасать народ, а с ним и страну надо на другой манер, прежде всего устранив класс партийных бюрократов от власти, и наиболее реальное средство — проведение революции в умах*.

* Революция умов, которая необходима народу в СССР, не имеет ничего общего с программами свершения революции в СССР, предложенными эмигрантскими организациями (например, солидаристами НТС). Мой план проведения «революции умов» изложен в «Осциллирующем мире» (с. 128-168). (См. в томе 1 «Как провести революцию в умах в СССР». - Примеч сост.)