Вселенная глазами современного человека. Введение

Опыт борьбы с безбожием показал жизненную необходимость излагать вечные истины языком своей эпохи.

«Вселенная глазами современного человека» не претендует на место в богословии. Я предлагаю читателю лишь модели мироздания.

Божественные откровения представляют высшее приближение к истине и намного превышают человеческие знания. Как далекие звезды, они изливают на нас ровный, немеркнущий свет и позволяют проверять правильность научных и философских представлений, стадиально возрастающих в своем движении к истине.

Сам факт вмешательства Бога в события, происходящие в физическом мире, разрешает искать существование реальной связи между Богом и событиями физического мира.

Так, например, Божественное откровение (Быт. 1.27) гласит: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его...» Современная наука утверждает, что физический мир, а следовательно, и человек состоят из элементарных частиц. Элементарные частицы и любые их комбинации можно рассматривать как сгущение или густоты, составленные из начальных элементов. Сопоставляя Божественное откровение и приведенное научное положение, можно предположить, что некая сфера Божественной сущности, которая связана с нашим миром, состоит из особых густот. Естественно, это сверхсовершенные, непостижимые, присущие только Богу густоты. Мы не вправе сказать подобное о Боге и о всем Его Существе. Он остается для нас загадочным, непознаваемым, сверхкосмическим.
В наши дни многие мыслители приводят различные доказательства существования Бога. Одновременно восстанавливается иерархия духовных ценностей. Философ стоит перед трудной задачей создания стройной системы взглядов на основе огромного количества фактов и явлений. Я тоже попытался объяснить некоторые тайны мироздания и бытия:

— пространство, время, материю, дух;
— сотворение мира Богом;
— строение души, добро и зло в душе, первородный грех;
— развитие природы как процесс перехода от менее совершенных форм к более совершенным;
— природу эволюции живых существ и возникновение жизни на земле;
— энергетический баланс вселенной.

Я пришел к гипотезе о создании Богом начальных элементов и более сложных частиц в пустоте при сообщении ей порциями энергии. Из сгущения-разрежения этих частиц образовались густоты, из которых состоит вселенная. Закон движения вещей[1] помог мне установить универсальное понятие густоты, которую возможно экстраполировать на доступные нам проявления Бога.

Я полон смирения и преисполнен сознанием ничтожности пределов моего восприятия Бога, но подобные гипотезы помогают:

— Рациональному познанию бытия Бога;
— Объяснению пространства и времени физического мира;
— Построению картины мироздания, отвечающего универсальным законам природы;
— Описанию закона сохранения энергии во вселенной.

Из Божественных откровений первых двух глав «Бытия» следует догмат, что Бог — Творец. Немедленно возникает проблема, как примирить существование в мире зла с идеей благости и всемогущества Бога.

1 Гл. 2. Законы мироздания.

Но быть Творцом означает также быть Экспериментатором (гл. 12). Бог, ставя эксперименты, преследует сложные цели, требующие ряда глубоких соображений для понимания и в силу этого исключающие узкие формальные оценки. Тогда теодицея становится более достижимой.

При этих допущениях Бог не перестает быть величайшей тайной, но отдельные лучи Его сияния доходят до обыкновенных людей, и мироздание становится более понятным.

Догматы, извлеченные Церковью из Божественных откровений, формируют души верующих. Но для объяснения научных представлений эпохи следует извлекать из Божественных откровений и догматов отдельные проекции абсолютных истин, в них сосредоточенных. Такой подход к Божественным откровениям необходим, чтобы в грешном мире выиграть битву за души людей, и его не следует путать с тем, что называют конкордизмом 1. Я предлагаю философскую систему, способную дать картину вселенной на уровне современного человека, а не занимаюсь богословием. Поэтому мой «рационализм» из разрушительного начала, наоборот, превращается в средство укрепления веры в Бога2.

1 Теория в теологии, согласно которой вера и паука, обе по-своему божественные, не впадают в противоречие.
2 Я много лет думал и проверял, как следует разговаривать о Боге с людьми, не получившими никакого религиозного образования. Я называю их безбожниками по воспитанию. По причине массивной марксистской пропаганды, они не подготовлены для восприятия Библии и относятся к ней как к выдумке и вздору. Однако многие из них быстро прозревают, когда на помощь приходят открытия науки на уровне эпохи, подтверждающие сотворение мира его Творцом. После нескольких бесед слушатель начинает сомневаться в истинах «передовой идеологии», которым ого столько лет учили в школе, и даже стремительно приходит к вере.
Поэтому данную работу с интересом читали в Самиздате на моей родине. Она может быть полезной и для атеистов Запада.