Вселенная глазами современного человека. Глава 11. Бог един, но троичен в лицах

1. Это Божественное откровение дано самим Иисусом Христом. Для каждого верующего это истина, не требующая доказательства. Тем не менее, преисполненный смирения, я попытаюсь приложить к самому Богу первый закон развития, отражающий один из лучей Его сущности.

Согласно этому закону каждое развивающееся единство представляет борющиеся противоположности. Если Бог был бы в одном лице, то по этому закону доброе, светозарное начало должно было бы в Нем уравновешиваться злым, темным началом, что совершенно несовместимо с истинным представлением о Боге. В действительности Бог один, но троичен в лицах. Это сразу исключает наличие зла в Его сущности: взаимодействие (я не дерзаю в отношении Бога употребить слово «борьба») неких высочайших, но не одинаковых выражений Божественной природы обеспечивает согласно первому закону прочное существование этого Единства.

Мы можем себе представить, что каждое лицо Бога дает преимущественное воплощение особых свойств. Так, Бог-Отец — выразитель творческой мудрости и энергии; Бог-Сын — претворитель в действие любви и блага; Дух Святой — непосредственный управитель мирами вселенной. Мы понимаем их взаимодействие как дружную семью благородных, прекрасных людей или как тесную дружбу нескольких человек высочайшего ума и духа. Жизнь таких людей может протекать почти исключительно в плоскости добра, с редким и ничтожным проявлением злого начала. Тем более, у Бога, обладающего огромными неведомыми нам свойствами и возможностями, бытие протекает полностью в сфере величайшего проявления любви, добра, радости, блага, всемогущества, блаженства... Троичность лиц Бога должна определять разницу уровней отдельных проявлений Его сущности. На основе закона движения вещей мы можем ожидать взаимодействие Его трех лиц, скрепляющее само единство Бога.

Абсолютная истина откровения о Троичности лиц Бога разрешает сделать следующие выводы:

О великом благе развития единств из положительных величин разного уровня.
О необходимости пребывания таких единств в силовом поле того же знака.

Так построен рай: Бог, ангелы всех степеней, души святых и праведников, души людей. Разница уровней огромна, но все они одного знака.

2. Если бы в область огромного сгущения добра попало бы зло, то оно как разрежение души (гл. 22) подверглось бы немедленному сгущению под действием огромной густоты. Следовательно, зло не в состоянии находиться в Боге.

Строение диавола совершенно иное: гигантское зло уравновешивается малой толикой доброго начала, необходимого для скрепления этого жуткого единства. Священное Писание подтверждает наличие в диаволе доброго зерна (описание происхождения демонов из духов добра: денница, падшие ангелы).

3. Если Господь создал наш дух по образу своему и подобию, то люди вправе строить свою жизнь и соответственно свои важнейшие учреждения, стремясь к подобию Божию.

Из Божественного откровения, данного нам Спасителем, следует, что при обязательном наличии сильного положительного поля борьба между положительными величинами разного уровня будет протекать с благородством, соблюдением великодушных правил борьбы, с наименьшим уроном для окружающих и с большим вероятием скорейшего достижения более высокого уровня отношений между людьми. В отрицательном поле борьба величин того же знака принимает наиболее жестокие, кровопролитные и разрушительные формы.

Мы обязаны строить нашу жизнь так, чтобы присущий христианству дух борьбы развивался и протекал преимущественно в пределах величин положительного знака, в сфере действия положительного поля, требующего проявления доброй силы. Это исключит страшные, опустошительные последствия борьбы между резко враждебными сторонами.

4. Положительное силовое поле определяется в первую очередь воинствующей Церковью Христовой и учреждениями, способствующими укреплению Ее влияния на народы.