Вселенная глазами современного человека. Глава 12. О свойствах Бога

Согласно выдвинутой гипотезе вполне правомерно на основе Божественных откровений установить коммуникацию между Богом и Его творением — человеком. При этом мы познаем лишь лучи, связывающие Бога с физическим миром. Бог остается для людей непознаваемым и всеобъемлющим во всем Своем таинственном величии.

В приведенных ниже рассуждениях я не исхожу из положений антропоморфизма и никоим образом не низвожу Бога до уровня человека.

Из Божественных откровений следует, что Бог вечен, всеблаг, всеведущ, всеправеден, всемогущ, вездесущ, неизменен, вседоволен, всеблажен, Дух.

Прилагая к доступным нам проявлениям Бога закон движения вещей, можно установить, что поскольку движение происходит в определенном направлении, соответствующая густота разрежается; другие густоты при этом бездействуют или создают вспомогательное разрежение. В конкретных случаях свойства всегда проявляются в действии; необдуманное одновременное приложение всех свойств Бога в каждом конкретном случае недопустимо; необходимо рассматривать каждый раз Его главное свойство, которое определяет происходящее явление.

2. Бог всеведущ

а) Всеведение Бога — проявление Его надмирового Разума, то есть сгущение необъятных знаний, великих идей, мудрости, способности предвидения и решения задач колоссальной сложности.

Бог с абсолютной точностью узнает положение в любой точке вселенной. Его всеведение реализуется посредством пустоты.

б) Всеведение совмещается с исследованием. Любое творчество обязательно содержит в себе элемент исследования. Это тем более обязательно для создания столь многогранных и изумительных произведений, как живая природа и существа со свободной волей.

Задачи, которые Бог поставил перед носителями свободной воли, — исследования в чистом виде. Всеведение позволяет Ему заранее предвидеть всевозможные комбинации, знать заранее наиболее вероятные решения, в некоторой мере содействовать достижению желательных Ему целей. Он не насилует волю этих существ, поэтому на некоторых стадиях их действия часто противоречат Его рекомендациям.

Это подтверждает исследовательскую деятельность Бога. Конечно, Бог всемогущ и может заставить эти своевольные существа поступать, как Ему угодно. Но это нарушило бы свободу их выбора, прекратило бы само исследование Бога и тем самым развитие мира 1.

1 Экспериментируя, Бог изучает свои творения. Далекие от совершенства существа со свободной волей и саморегуляцией (типа людей и животных) дают Ему возможность рассматривать их поведение. Кроме того, Бог может не до конца использовать свое всеведение, оставляя место для возможности флюктуации второстепенного характера. Следующие примеры подтверждают эту возможность Бога: а) Каждый из болельщиков располагает во время футбольного матча предвидением в известных пределах: выигрыш одной из команд или ничья. Отдельные знатоки и специалисты могут с большой точностью предугадать исход игры. Это не мешает им присутствовать при состязании, так как интересен сам процесс игры с его неожиданностями и случайностями, б) Любители театра ходят иногда по десять раз на одну и ту же пьесу.
В этих и подобных случаях предвидение и даже точное знание результата не мешает процессу исследования.

в) Господь предвидит своеволие и заблуждения людей. То, что Он начал и проводит эксперимент, основываясь на Своем всеведении, указывает, что человечество имеет большие шансы выйти на правильную дорогу и разрешить положительно поставленную перед ним задачу. Этот вывод требует, особенно в наши дни, от лучших людей решительной борьбы за создание оболочки жизни, обеспечивающей реализацию воли Бога большинством человечества. Иначе эту задачу решит на развалинах цивилизации через тысячелетия ветвь случайно уцелевших людей.

3. Бог — Творец

а) Всемогущий, Всеведущий, Вездесущий

Эти проявления Бога-Творца свидетельствуют о вселенской Густоте творческих сил, энергии и средств свершения.

б) Согласно законам природы каждого мира преодоление Богом внешнего сопротивления требует от Него проявления необходимых для этого свойств, при торможении других свойств, которые не захвачены этим действием.

Так, создавая живую природу на земле, Бог подчинил этому решению Свою благость.

в) Бог экспериментирует только в области создания нового, ранее не существовавшего.

В области старых, уже достигнутых решений Бог действует с громадной скоростью по готовым путям, Ему известным. Это производит впечатление чуда.

г) Творчество — сложный многогранный процесс и большой труд. Кто бы ни был им занят, должен преодолеть сопротивление, определяемое законами природы. Если для создания вещи самыми совершенными средствами требуется А джоулей работы, то они необходимы и Богу. Помимо своего целевого назначения деятельность Бога воссоздает разности густот, которые компенсируют деградацию энергии во вселенной (гл. 9).

д) Бог-Творец оставил следы своей деятельности в природе. По этим проекциям, с некоторой степенью приближения, мы можем воссоздать главное из того, что доступно нашему пониманию.

Бог представляется нам как величайший Инженер и неутомимый Исследователь, обладающий колоссальными возможностями и преисполненный любви, добра, благости. Он производит свои гигантские по размаху и значению творческие свершения.

4. Бог всеблаг

а) Благость Бога на земле наиболее ярко проявляется в Его многотерпеливом отношении к людям (благодать, прощение, милость, помощь), несмотря на все их нарушения Его воли.

б) Благость проявляется в виде промысла Божия (гл. 17).

в) Благость проявляется посредством чудесных вмешательств Бога, вызванных горячими и сильными молитвами (гл. 15).

д) Благость проявляется в сообщении людям Божественных откровений (гл. 14).

е) Высшее проявление благости — исполнение Христом Божественной миссии спасения человечества.

ж) Иногда, особенно в области создания носителей жизни, творческая сущность Бога преобладает над остальными Его свойствами. Часто спрашивают, почему если Бог всеблаг, Он допускает жестокость, которая царит в мире животных. На это возможно ответить следующим образом:

— Бог проявляет Себя в этой области преимущественно как Творец. Его цель создать в условиях земли человека, носителя бессмертной души и развитого сознания. Для этого вся живая природа — эволюционная лестница и материал.
— Смертность живых существ зависит от чисто творческих решений Бога и условий физического мира, определивших несовершенство телесных оболочек, их износ и старение. Смертность была также необходима для стремительного проведения эволюции с заменой примитивных видов более совершенными.
— Благость Бога тесно увязана с Его основным решением и проявляется, например, в выборе быстрой и легкой смерти от хищника вместо мучительной долгой голодной смерти. Для возможности отбора лучших особей животные размножаются в огромных количествах. Хищники уничтожают, в первую очередь, всех носителей заразы и слабых. Иначе, животный мир давно прекратил бы существование по причине беспрепятственно свирепствующих эпидемий. У Бога всё продумано и недопустимо произвольно соединять свойства Бога. Мы с превеликим смирением должны понять смысл Его решений.

5. Бог вездесущ

Бог управляет через пустоту вселенной, поэтому каждая ее точка находится непосредственно перед Ним. Следовательно, расстояние от Бога до любой точки и время передачи ей импульса равны нулю.

6. «Бог есть любовь» (1 Ин. 4.16)

Эта главная особенность Бога определяет всю Его деятельность. Она непосредственно выражена свойствами Бога: Бог — всеблагой, всеблаженный, вседовольный.

Бог выражает себя колоссальным сгущением любви, добра, милосердия, проявляемых Им и явно, и скрыто. Они — составная часть принятых Им решений, и нам надлежит постигать их значение.

7. Бог всеправеден

Бог — высшее проявление правды, истины, справедливости. Он — воплощение порядка и требует устранения компонентов хаоса из жизни людей и других одухотворенных существ.

8. Бог вечен

Согласно предлагаемой модели вселенной:

— исчезновение Бога привело бы вселенную к всеобщей скоростной смерти;
— при отсутствии Бога вселенная никогда не смогла бы выйти из этого состояния;
— существование вселенной в условиях обесценения энергии подтверждает вечное существование Бога. Если понятие вечности принадлежит к классу познаваемых величин, то в будущем несомненно будет добыто непосредственное доказательство, подтверждающее это заключение.

9. Бог личен

Бог — Дух, Неизменный. Соединение этих свойств Бога приводит к догмату: Бог личен.

Личность Бога выражается в гигантских густотах Разума, Воли, Творческих сил, Любви, Блага, Мудрости...

Колоссальный уровень сгущения этих качеств обеспечивает их идеальное воздействие.

Молитвенное обращение к Богу как к личности вполне оправдано и необходимо, так как Бог — сама жизнь и ее источник во вселенной.

10. Бог один, но троичен в лицах

См. главу 11.