Вселенная глазами современного человека. Глава 14. О божественных откровениях

«Он сказал: вам знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют» (Лк. 8.10).

1. Природа Божественных откровений

Бог, как всеобъемлющий Разум вселенной, образует колоссальную густоту Божественной мудрости. Она создает множество разностей густот. Ее разрежение происходит в направлении людей, способных образовать достаточное сгущение своего духа. Но и такие люди могут воспринять сообщения, не превышающие их возможностей. На каждой ступени развития человечества реальность Бога и трансфизических сил воспринималась по-разному: от идолов и многобожия до Божественных откровений о Едином и невидимом Боге и откровений самого Бога, вложенных в уста И. Христа, Апостолов и Отцов Церкви в период христианства.

Божественные откровения наивысшего порядка содержатся в вероучении христианской религии. Спаситель, естественно, не повторял положений более ранних религий, но в скрытом виде их истины присутствуют в вероучении Христа и могут быть из него выведены, Христос подтвердил ряд ранее известных Божественных откровений (основные заповеди Моисея и т, п.). Это показывает, что каждое Божественное откровение продолжает свою жизнь в веках, пока новое откровение не внесет уточняющие положения, которые способны быть восприняты возросшим сознанием верующих.

После того, как Божественное откровение воспринято должным образом, открывается новый взгляд на вещи, и мы приближаемся к истине.

2. Форма Божественных откровений

Если ученый, намного опередивший эпоху своими открытиями, хочет изложить сложные проблемы в доступной форме, то он прибегает к иносказаниям. Они обращены, как к необразованным людям, так и к деятелям науки, которые могут получить верное направление для своих поисков. Бог избрал для Своих откровений именно этот путь.
Буквальное восприятие Божественных откровений рассчитано на эпохи и людей с недостаточным уровнем научных представлений. Повышающийся уровень научных представлений даст возможность воспринимать Божественные истины на уровне достижений эпохи.

3. Божественные откровения и наука

Смиренное стремление постичь Божественную мудрость и твердая вера в то, что в каждом Божественном откровении содержатся громадные истины, дают исследователю надежное оружие для решения самых сложных вопросов. В ряде случаев исследователь приходит к обобщениям без эксперимента. Он может наметить верный путь, исходя из великих идей, мировых истин, законов и уточнить свои гипотезы последующей проверкой. Поэтому каждое неясное место в Священном Писании мы должны воспринимать как скрытый клад и радоваться, что Бог указывает нам направление поисков, которые обязательно увенчаются открытиями огромной важности.

Если бы подавляющее большинство ученых рассматривало Божественные откровения как двигатель науки, то многие законы были бы заблаговременно известны. Первый закон развития можно было бы давно вывести из борьбы противоположных начал в Священном Писании (Бог — диавол; добро — зло; сила—слабость). Евангельская притча о зерне, которое погибает, давая новую жизнь, иллюстрирует закон отрицания отрицания (третий закон развития). Последовательное сотворение живых существ и рассказ о сотворении мира предвосхищает идею эволюции. Явное несоответствие продолжительности дня творения с временем, необходимым на земле для совершения требуемых изменений, могло уже за несколько веков до Эйнштейна подсказать выводы теории относительности, тем более, что в послании апостола Петра говорится прямо: «...у Господа один день, как тысяча лет»... (2 Петр. 3.8). Откровение о всеобщем телесном воскресении предсказывает строение вещей из частиц. Свидетельство Библии о духах, ангелах подтверждает существование трансфизических миров. Примеры можно умножить.

Следует рассматривать Божественные откровения как абсолютные истины. Объяснение явлений приближается к ним, пока не достигнуто должное совпадение. Божественные откровения, с одной стороны, подтверждаются открытыми много позже законами природы и данными точных наук; с другой стороны, намного- опережают и предсказывают главнейшие научные законы. Точные науки доказывают творчество Бога, Его инженерный и математический гений и служат раскрытию и описанию работы Бога в Его лаборатории. Развитие точных наук находится в тесной связи с истинами и мудростью Священного Писания.

4. Божественные откровения и их словесное выражение

Человеческие средства несовершенны для выражения идей, заложенных в Божественных откровениях. Хотя главный смысл в словесной передаче не искажен, но человеческий язык обедняет, скрадывает множество оттенков. Следует отличать главное от второстепенного, Божественное от человеческого, совершенное от несовершенного. Тогда мелкие подробности, которые сегодня нам кажутся необоснованными, не будут вызывать недоумение.

5. Догматы церкви и познание явлений природы

а) Из Божественных откровений Церковь выводит догматы вероучения. Они формируют и укрепляют веру сынов Церкви. Вера укрепляет душу, делает человека могучим и бесстрашным. Сыны Церкви обязаны безоговорочно признавать Ее догматы.

б) В Божественных откровениях изложены события, имевшие место, и трансцендентные явления. Благодаря истинным научным знаниям можно постичь эту информацию и дать ей объяснение.

Сокрушить безбожие, отрицающее Божественные откровения и догматы, должны факты, которые подтверждены наукой. Поэтому важно дать научное толкование Священного Писания, не противоречащее, естественно, духу и смыслу Божественных откровений. Поскольку догмат регулирует область веры, а не познания и сам вытекает из Божественных откровений, расхождение с ним допустимо.

Например, один из догматов гласит, что Адам наш прародитель по плоти. Божественные откровения первых трех глав Ветхого Завета подсказывают следующий взгляд на формирование человечества:

— создание первых людей (Быт. 1.27);
— перемещение избранных людей в земной рай (Быт. 2, 15-17);
— повествование о грехопадении (Быт. 3).

Сотворение Евы из ребра Адама следует воспринимать как благословение жены, которая должна быть верной помощницей мужу (Быт. 2.18). Иначе это противоречит откровению о создании первых людей (Быт. 1.27). Такое истолкование дает рациональное объяснение предыстории человечества и не связывает его с обязательным телесным происхождением от Адама (гл. 8, § 8). Адам воспринимается как наш праотец по духу.

Предлагаемый метод не воскрешает учение о двойной истине, а приближает нас к абсолютной истине, заключенной в Божественном откровении. Догмат дает толкование вне исторического времени и важен для формирования религиозного сознания.