Созидатели и разрушители. Введение

Созидатели и разрушители

Наша эпоха несравнима с предшествующими. Мы живем в век атомной энергии и водородных бомб, полетов на луну, спутников, радаров, кибернетики, сложнейших роботов, телевидения. Но треть человечества под игом советской и китайской сверхдержав. Мир на роковом пути и катится в пропасть. И виной тому люди. Одни уже довели мир до последней черты, другие еще могут предотвратить катастрофу. Таким образом, людей возможно разделить на две группы: созидателей и разрушителей.

Созидатели. В нашем понимании созидатели не только творцы, но и люди средних способностей и возможностей. Они принадлежат ко всем слоям населения любой страны. Их отличают здравый смысл и любовь к порядку, дающие им возможность смотреть на мир, как на большую мастерскую для честного труда каждого па своем поприще. Большинство из них руководствуются вечной моралью; поэтому они стремятся к торжеству добра и восстают против зла во всех его проявлениях. В силу этого они:

— стараются создать крепкую семью и дать хорошее воспитание детям,
— питают отвращение к террору, насилию, демагогии, дезинформации,
— способны защитить правое дело, подлинную законность, свое отечество и не дать в обиду себя и своих ближних,
— предпочитают тщательное осторожное совершенствование общества (т. е. движение по проверенному пути, по пути реформ) и умеют ценить его достижения.

К созидателям следует причислить и тех, кто изуродован воспитанием и средой не окончательно и способен еще внять разуму, понять угрозу и действовать, хотя бы для спасения самих себя.

Разрушители. Разрушители, как и созидатели, могут быть любой расы или национальности и принадлежать к любому классу или сословию, будь то бедные или богатые, образованные или неучи. Они среди рабочих, преподавателей, служителей Церкви, в салонах и правительственных кругах, во всевозможных организациях. Нередко из-за дезинформации и разжигания низменных инстинктов в число разрушителей попадают люди с небольшим искажением души, место которых среди созидателей.

Когда разрушители группируются и образуют мафию, политическую партию, шайку преступников пли террористов, наносимый ими вред не вызывает сомнений. Разрушителей одиночек возможно тоже распознать по их поведению. У разрушителей в избытке дурные качества, и они представляют собой моральных уродов 1. Свойственный им аморализм заставляет их презирать вечную мораль. Некоторые разрушители патологически ненавидят Бога и верующих, остальные — просто не воспринимают религиозных истин.

1 Формирование порочной души покрыто тайной. Интересна мысль К. Юнга об архетипах, конденсирующих опыт примитивной души, из которых построено коллективное бессознательное начало человечества. В известной мере в пороках души повинны неправильное воспитание и тлетворная среда.
Американский биолог Мак Лин считает, что в человеке наряду с качествами, унаследованными от высших млекопитающих, гнездятся инстинкты первобытных существ.
Моя гипотеза о зарождении души изложена в первой части этой книги. (Более подробно эта гипотеза изложена в книге «Теория густот», Париж, 1989.— Прим. ред.)

Приятие террора характеризует и объединяет разрушителей. Террор для них необходимое и решающее оружие в борьбе за власть. Поэтому любые формы террора оправданы: подпольный индивидуальный и открытый массовый. От устрашения, шельмования, удушения врагов идейными средствами разрушители переходят к физическим средствам и пытками, истязаниями, расстрелами уничтожают заложников, заключенных, пленных, раненых, не щадя ни женщин, ни детей. Разрушитель всегда согласен с необходимостью террора, и либо его поддерживает, либо в нем лично участвует.

Отношение разрушителей к террору свидетельствует об их склонности к злобности, мстительности, насилию, преступлениям. В обстановке, благоприятствующей этим склонностям, мирный с виду разрушитель преобразуется в палача, изверга, истязателя. В прошлом и настоящем всегда широко применялся террор, когда разрушители были движущей силой коренных событий истории. Вспомним религиозные войны, французскую революцию, революцию 1917 года в России. Террор продолжает свирепствовать в СССР и в странах, захваченных коммунистами.

Большинство рядовых разрушителей бездарны, посредственны, серы. Плоское мышление ориентирует их на хитрости и коварство. Честная добросовестная работа не их удел, и редко они обладают полезными профессиями. Для подлинной умственной деятельности им не хватает таланта, а также умения и знаний, приобретаемых годами труда, старания, терпения. Поэтому им удобна идеология, направленная на разрушение существующего порядка и устоев и позволяющая бездарностям занять руководящее положение. Любой ценой стремятся они к этой цели, преисполненные нетерпения и зависти к чужим успехам.

Для каждого объединения разрушителей обязательны определенные взгляды и требования, и любое отступление от них жестоко карается по законам бандитских шаек. Партии «нового типа» основаны на наиболее распространенной и опасной идеологии, именуемой марксизмом. Эта окостенелая антинаучная идеология, основанная на ошибочных философских воззрениях середины XIX века, унизительна для человека. Но презирающие народ разрушители навязывают ему свою доктрину. Коль скоро эта идеология оправдывает любой аморализм и террор, она приносит огромную пользу разрушителям, позволяя им действовать по одной и той же модели, А именно:

— культивировать и разжигать классовую рознь, натравливая рабочих на работодателей, крестьян на средних и крупных землевладельцев, поощряя низменные инстинкты и индивидуальный террор;
— осуществить захват власти и проводить массовый террор;
— образовать из числа членов партии господствующий класс (аппаратчиков), сосредоточив в его руках всю полноту власти и все богатства страны;
— беспощадно эксплуатировать население, истребляя целые его слои.

По этой схеме происходило порабощение всех пародов, попавших в красную кабалу, хотя нередко приход к власти разрушителей сопровождался гражданскими или партизанскими войнами. Жестокость власти разрушителей настолько невероятна, что кажутся они какими-то пришельцами чуждой людям породы. Согласно марксизму, людей можно приравнять к вредным насекомым и истреблять их миллионами. Повадки разрушителей и их преступления получили широкую огласку в XX веке, и их главные методы известны:

— Массовое истребление людей как обязательное существование коммунистического общества, производимое с помощью арестов, расстрелов, голода, непосильной работы,
— Тотальное ограбление, обман, растление населения под воздействием непрерывного террора.

Только в силу доверчивости, самоуспокоения, взаимного разобщения созидателей, разрушители, действующие, надо отдать им должное, единым фронтом, не рассматриваются как опаснейшие враги человечества, их идеология, насаждающая красную чуму, не предана до сих пор анафеме, и ее сторонникам не объявлена тотальная борьба.

Химерой являются обещания марксистов о необыкновенном материальном процветании при коммунизме («От каждого по способностям, каждому по потребностям»). В нормальных условиях все население земного шара может достичь за короткий срок высокого уровня благосостояния за счет рационального и бесперебойного использования природных источников энергии, И при этом не потребуется залезать в карман богатых с помощью национализации их предприятий и обложения их сверхналогами.

Предсказание марксизма о полном обнищании рабочего класса при капитализме оказалось, как и все другие его предсказания, вздором. Рабочие Свободного мира достигли уровня жизни мелких буржуа. Тем самым разрушителям был нанесен большой удар, ибо таких рабочих нелегко натравливать на предпринимателей и существующие порядки. Но коммунистические профсоюзы полны решимости. Под личиной защитников интересов рабочих профсоюзные деятели устраивают политические забастовки, срывающие работу заводов, доводящие их до банкротства, увеличивающие безработицу, содействующие росту инфляции и дефициту государственной казны. Подрывая основы государства, разрушители расчищают себе путь к власти. Достигнув ее, они станут душителями рабочих, заняв посты чекистов, тюремщиков, мелких начальников. Пока же мечты не сбылись, разрушители старательно составляют досье на каждого рабочего, строчат доносы, призывают трудящихся к классовой борьбе, выливающейся в драки и дезорганизирующей порядок на производстве. Поскольку многим квалифицированным рабочим предательская роль профсоюзных коммунистических вождей ясна, они делают ставку па чернорабочих, глазным образом на иммигрантов.
Разрушители — заклятые враги рабочих и крестьян. Сегодня разрушители устраивают политические забастовки, избивают несогласных с ними рабочих; завтра, захватив власть, новые красные кхмеры начнут поголовное истребление неугодных им слоев населения. Сегодня они против смертной казни, карающей уголовных преступников, завтра они ее восстановят для уничтожения несогласных с ними созидателей.

Разрушители в сфере образования и в Церкви растлевают души, искажают мышление, способствуют развалу семьи, превращают людей в роботов, исполняющих любые преступные поручения режима, стремятся искоренить религию.
Провозвестники эры разрушителей во всем мире налицо: в Камбодже уничтожено более половины населения; в Эфиопии расстреляны школьники; в Афганистане применяют газы и напалм против мирного населения, отравляют колодцы и посевы; уже убили более миллиона женщин, детей, стариков, а за пределы страны изгнали более трех миллионов. Но разрушители Свободного мира сохраняют самообладание и продолжают вещать: «У нас все будет иначе!» Почему иначе, господа? Почему не хуже при перешедшей все пределы порче нравов и интеллектуальном распутстве Свободного мира? Ведь у нас и других марксистов одна и та же идеология, и палач Камбоджи Пол-Пот прошел курс наук в Париже.

В течение веков на Западе разрушители породили различные идейные течения, подрывающие основы общества. В наши дни царит настоящий идейный террор. Выгодная разрушителям подлость или предательство оправдываются во имя прагматизма; плод их недомыслия имеет право на существование благодаря плюрализму. К критике разрушители нетерпимы и немедленно на противника их идеологии навешивается ярлык фашиста, расиста, реакционера. Таким образом, критик марксизма захоронен заживо: печать, телевидение, радио, исследовательские институты, университеты для него закрыты 1.

1 В свою рукопись «Держава созидателей», законченную автором перед смертью в 1987 году, он внес следующее уточнение: «Неустойчивые. Наблюдения за единствами (школа, тюрьмы и лагеря, заводы, конструкторские отделы) привели меня к следующей интуитивной оценке в них созидателей и разрушителен: 5% созидателей и 10% разрушителей. 85% представляет собой промежуточный слой, состоящий из тех, кому следует присвоить название неустойчивых. В подходящей обстановке многие из них легко скользят в сторону разрушителей. Нередко из-за дезинформации и разжигания низменных инстинктов в число разрушителей попадают люди с небольшим искажением души, чье место среди созидателей или в верхних (лучших) слоях неустойчивых. Поэтому перед созидателями колоссальная задача: устремить неустойчивых на духовные ценности, определяющие созидательную струю жизни».

В создавшемся положении немалая вина тех созидателей, на которых ответственность за защиту моральных ценностей. Они недооценили опасности, боялись прослыть отсталыми, играли в поддавки. С запозданием по меньшей мере в полтора столетия и наделав массу с трудом исправимых ошибок созидатели вынуждены посмотреть в глаза действительности и понять, что разрушители их смертельные враги. Не случайно Достоевский в своих прозрениях назвал их бесами, и им по праву может быть присвоено также имя Каина, ставшее нарицательным с библейских времен.

Страны, пошедшие по каинову пути, разрушили мощь и здоровье своего народа. В Советской России под «гениальным» руководством Ленина и Сталина было уничтожено 83 миллиона людей, но после 55 лет индустриализации страна, жизненный уровень которой один из самых низких, способна вывозить лишь сырье и оружие, а заодно террористов, шпионов и агентов, занимающихся развалом мира.

Страны, пошедшие по пути человеческому, благодаря созидателям культуры в цивилизации пришли к подлинному прогрессу, для осуществления которого не потребовались дьявольские средства уничтожения людей. Менее чем за 100 лет средневековая Япония стала второй после США промышленной державой мира, и жизненный уровень ее населения непрерывно растет.

1 У человека свободная воля, и он может раскаянием, возвратом к Богу, церковным покаянием спасти свою заблудшую душу. Каин может стать человеком доброй воли и даже быть причисленным к лику святых. Таков пример Апостола Павла: Созидатель церквей и величайший святой, будучи Савлом, гнал первых христиан и разрушал их общины. Напротив, человек доброй воли может стать каином или сатанистом.

Активные виновники катастрофы

Моя трудовая деятельность началась с семнадцати лет. В 1929 году шла коллективизация. Стон уничтожаемых крестьянских семей стоял над Подольским заводом в сорока километрах от Москвы, где я работал после окончания техникума. Я был в самой гуще простого народа, видел его страдания и уже тогда его полюбил. Во время знаменитых сталинских чисток 1937-го года я совмещал учебу в высшей школе с работой. Среда рабочих и инженеров того времени хорошо мне знакома. В следственных и пересыльных тюрьмах, на этапах, в лагерях, на каторге, в ссылке я разговаривал и спорил с самыми разнообразными людьми, узнавал их откровенные мысли, настроения, чаяния и надежды. Накапливались размышления. В общей сложности, по найму и принуждению, как рабочий и инженер, я проработал 40 лет из 55, прожитых под гнетом режима Кремля. Поэтому взгляды большинства подсоветских людей мне в достаточной степени известны 1. В большинстве случаев мои оценки совпадают с суждениями загубленных в лагерях и многих нынешних подсоветских людей. Одинаковая судьба и переживании сближают. И раз уж так сложилось, что я приехал па Запад, а многие мои современники погибли или вынуждены молчать, мне приходится предъявить обвинение силам, приведшим нашу страну к катастрофе. Ее виновников следует разделить на пассивных и активных, но в полной мере и в первую очередь ответственны люди доброй воли, которые не выполнили своего долга перед народом2.

1 Я постарался как можно точнее передать эти настроении в книге «Записки Сологдина», Франкфурт, 1973.
Прим. ред.: Книга издана в 1990 г. в Москве под названием «Лубянка — Экибастуз. Лагерные записки» согласно воле автора.
2 Записки Сологдина. С. 450—455.

Для меня и моих единомышленников из народа идея революции против традиционных форм правления признается допустимой только в случае Действительной исторической необходимости. Всякая игра с этим понятием предается проклятию.

Борьба за гражданские свободы, улучшение экономического положения, высокий уровень образования и т. п. естественны и законны. История, с одной стороны, показала, что это достигается постепенно, небольшими скачками, то есть главным образом реформами и внедрением новшеств под давлением самого общества. С другой стороны, реформы задерживаются или прекращаются от активного насилия или террора так называемых революционеров над представителями законной власти. Искусственно подготовленные массовые выступления населения приводят к тем же результатам. Кровопролитием невозможно улучшить жизнь общества, которое не противоречит сложившимся веками традициям. Чем больше прибегают к средствам террора, тем больше основания для появления диктатур и деспотий. При этом уровень свобод и жизни снижается настолько, что население в своем развитии оказывается отброшенным далеко назад, и возникают тысячи проблем, гораздо более мучительных, чем прежние.

Во имя того, чтобы подобные катастрофы не повторились, и ради истины, надо отбросить придуманную канонизацию всех виновников, подготовивших страшные события в нашей стране. Многие страницы в книгах по истории следует написать заново и сказать правду о небольшом слое разрушителей, которых причисляют к интеллигенции 1.

1 Несмотря на латинский корень, слово интеллигенция родилось в России. К сожалению, оно употреблялось одновременно для обозначения людей умственного труда и смутьянов, ставивших целью захват власти и осуществление социальной революции.

Большинство людей умственного труда — созидатели культуры и цивилизации, так как критерием должен служить вклад в жизнь народа.

Созидателями следует считать:

  • творцов культуры (великих писателей, ученых, философов, теологов, музыкантов, художников...);
  • ведущих специалистов всех отраслей;
  • инициаторов и организаторов предприятий;
  • специалистов разных технических отраслей, руководителей небольших участков;
  • высококвалифицированных рабочих.

Разрушители могут действовать сознательно и быть жертвами обстоятельств. Первые отрицают проверенную веками мораль, широко используют террор, насилие, обман в борьбе за власть, искореняют любую религию и верующих, то есть любой ценой препятствуют нормальному развитию народа. Их представителями в России были Ленин и его сообщники, террористы из эсеров и анархистов. Вторые преисполнены благих намерений, но находятся в плену модных заблуждений и действуют по неопытности и незнанию. Они отрицают террор и верят в демократию. В 1917 году к их числу относились многие деятели Временного правительства, как Львов, Милюков, Керенский, Шингарев, некоторые лидеры меньшевиков и эсеров и большинство их рядовых членов.

Предложенная классификация, несомненно, должна включать переходные случаи, учитывая сложность человеческих поступков и характеров. Часто созидательная и разрушительная работа производятся одновременно. Например, некоторые работники земств в царской России делали добро крестьянам и наряду с этим поддерживали общину, противодействуя здоровому развитию крестьянства. Сегодня тоже нередки случаи, когда ученые, администраторы, инженеры выполняют созидательную работу на благо общества, а на досуге следуют ложным доктринам, нанося вред своей стране и согражданам.

Поэтому давно пора отказаться от употребления столь скомпрометированного слова интеллигент. Если термины созидатели и разрушители кажутся слишком прямолинейными, то народ сможет подсказать другие меткие слова. Положительный эффект не замедлит сказаться, так как многим разрушителям не захочется носить название, справедливо отражающее сущность их деятельности. Но новое наименование надо будет заслужить и свой переход в ранг созидателей обосновать. Семантические упражнения себя оправдывают.

Я думаю, что с моим предложением новой терминологии для интеллигенции согласятся миллионы подсоветских людей, так как она повысит чувство ответственности у людей умственного труда, от чьих решений и идей зависят судьбы мира.

Исследователи злосчастных страниц прошлого России — социологи и историки — должны будут установить точные признаки разрушителей и классифицировать их. Тогда, с одной стороны, исчезнут ненужные обиды тех, кому дорого слово интеллигенция, а с другой стороны, многие общественные деятели станут действовать более осмотрительно.

Среди разрушителей резко преобладают недоучки. В сталинских тюрьмах бывшие профессора приводили примеры спасения студентов-революционеров на экзаменах. Не всегда также образованность определяется дипломом и знанием иностранных языков, которыми обладали лидеры российских коммунистов: Бухарин, Ленин, Троцкий, Плеханов. Они хорошо знали марксистскую литературу и с презрением относились к «буржуазной науке», области «профессиональных кретинов», по выражению Маркса. Они посвятили себя писанию статей о классовой борьбе, конференциям, интригам и т. п., но были оторваны от жизни, поэтому их представление о действительности было искаженным.

Когда идеолог партии Бухарин оказался в 1934 году в опале, он был переведен, перед тем как его ликвидировали в 1937 году, для руководства вопросами изобретательства в Наркомат Тяжелой Промышленности. Он не раз письменно требовал немедленной реализации изобретений, представлявших «перпетуум мобиле» (вечный двигатель), и обзывал вредителями инженеров, которые пытались ему объяснить неосуществимость таких проектов, противоречащих закону сохранения энергии.
Об ошибках Ленина можно судить по полному собранию его сочинений. Большинство его утверждений опровергается впоследствии в других статьях и на практике. Что же спрашивать с остальных?

Незаменимыми для установления диктатуры оказались качества интеллигентов-экстремистов. С первых дней прихода к власти Ленина, Троцкого, Дзержинского начала работать машина террора. Для военных планов использовали «спецов», а неугодных расстреливали. Вот почему бывшие царские офицеры, над которыми вместе с их семьями нависла угроза уничтожения, организовали Красную Армию. Партия Ленина взяла верх над обыкновенными людьми, вследствие их неподготовленности к невиданным зверствам, аморализму и лживости большевиков.

Российская действительность, к сожалению и ужасу, оказалась питательным бульоном для экстремистов-интеллигентов ленинского образца. Однако несправедливо валить всю ответственность на коммунистов. Руководители других революционных партий были не лишены идеализма и человеколюбия, но их «интеллигентность» позволила им совершить ряд недопустимых поступков и создать условия для крушения страны.

Недостатки самодержавия не давали основания делать вывод о его уничтожении в конце гигантской войны перед победой. Революционные интеллигенты всех оттенков не имели ни права, ни оснований, ни полномочий под жерлами орудий многомиллионной германской армии разрушать привычную форму правления. Далеко не все еще вскрыто историками, но и сейчас достаточно ясно, что революцией занималась весьма пестрая публика, от мечтателей и фанатиков до карьеристов и настоящих изменников. Народ не принимал участия в февральской революции. Искусственную задержку подвоза продовольствия в столицу и концентрацию в ней запасных полков следует рассматривать как вредительство.

Заслуживает внимания также вопрос финансирования великих революций, без которого они почему-то не получаются, проектирования их в генеральных штабах враждебных государств и в масонских ложах. Документы подтверждают, какие огромные денежные суммы были посланы Ленину из Германии и как он их использовал для развала армии и государства. Поэтому российская интеллигенция, хотя отдельные ее представители были прекрасными людьми, привела страну к поражению, анархии, хаосу а должна нести за это полную ответственность.

Существует огромная литература об особенностях революционной интеллигенции, которую объединяло нежелание участвовать в проведении реформ па благо народа, Эти представители интеллигенции думали, что идеи в их горячих головах — панацея от всех зол. Главной задачей для них было свержение самодержавия и захват власти. Воля народа ими в расчет не принималась. Полезную работу в земствах, судах и других учреждениях они рассматривали как сделку с самодержавием. В силу этого они не приобрели там опыта и, попав в Думу, производили разрушение основ российской государственности ради своих революционных устремлений.

Российские говоруны во Временном правительстве провалили подготовленное в 1917 году генеральное наступление и довели страну до большевистского переворота, В ту же эпоху Клемансо заставил дивизии, отказавшиеся идти па фронт, исполнить свой долг и привел Францию к победе.

«Интеллигентность» руководителей различных революционных партий в России определила также их соглашательско-половинчатое отношение к коммунистам во время гражданской войны. После разгона коммунистами Учредительного Собрания левые эсеры вошли в правительство Ленина, но их флирт закончился Ярославским мятежом. Несмотря на это, в 1919 году Нейтральный Комитет партии эсеров вынес постановление, требующее «решительно отвергать попытки свержения советской власти путем вооруженной борьбы», и призвал организовать «вооруженный фронт против контрреволюции и идейный фронт против большевиков» Тем самым эсеры отдали захватчикам-коммунистам российское крестьянство для поголовного ограбления и массового уничтожения. Крестьянская партия, как называли себя эсеры, не захотела возглавить тысячи разрозненных вооруженных выступлений крестьян в 1918 — 1922 годах, и они были потоплены в море крови. В последующие годы борьба бывших революционеров (эсеров, анархистов, меньшевиков) против коммунистического режима полностью заглохла. Более 30 тысяч меньшевиков влилось в коммунистическую партию после 1917 года. Дело в том, что борьба с царским режимом была развлечением и игрой по сравнению с теми репрессиями, которые обрушивались на головы не только активных, по и потенциально опасных врагов или граждан, заподозренных в нелояльности режиму. Вот почему вчерашние революционеры в стране старались, чтобы об их прошлом забыли, и борьба с режимом легла на плечи рядовых тружеников. Во время коллективизации народ сам стихийно поднимался против режима на Кубани, Дону, Северном Кавказе.

1 Сречинский 10. Как мы покорялись. Канада, Заря, 1974.

В эмиграции большинство сыновей и внуков революционеров растеряли пыл отцов и дедов. Среди них можно встретить поклонников февральской революции и даже октября 1917 года, но не сторонников настоящей народной революции в СССР, которая свергнет класс государственных капиталистов. Это оставляет странное впечатление и лишний раз требует осветить многие закоулки прошлого и показать роль виновников и пособников катастрофы 1917 года в России.

Но следует воздать должное героям из образованных слоев населения — офицерам, юнкерам, студентам, кадетам, гимназистам, — делившим все трудности походов и боев с солдатами и казаками. Оли нашли в себе мужество и решимость вступиться за поруганное отечество.

Умонастроение интеллигенции в свободном мире напоминает брожение умов в предреволюционной России, и, пока не поздно, следует вглядеться в события тех лет.

1 Участие рядовых эсеров в восстаниях происходило стихийно и вопреки воле их Центрального Комитета.

Письмо Глебу Струве [1] (10 июня 1974 года)

Дорогой Глеб Петрович,

Спасибо за Вашу откровенность, которую очень ценю. Только так я представляю дружеские отношения. Поэтому не могу не ответить Вам по существу затронутого вопроса.

В главе своей книги, где я говорю об интеллигенции, я считаю себя союзником Вашего отца. Именно Ваш отец нашел мужество и смелость заявить в 1909 и 1918 годах, когда вопрос приобрел жгучую остроту, о вредоносном поведении интеллигенции. Его и его сторонников закидали грязью, но это их не остановило. Сейчас Милюков и Керенский — история, но народ, который при их посредничестве пригвоздили к кресту, мучается до сих пор.

Я прекрасно понимал, что своим отношением к определенному крылу интеллигенции навлеку на себя уйму неприятностей. Но я верю, что будь жив Ваш отец, он взял бы мою сторону, ибо люди, от имени которых я говорю, и я сам стали свидетелями его сбывшихся опасений.

Обстановка на Западе очень напоминает начало XX века в России. Образовалась своя интеллигенция, насквозь левая, с марксистским мусором в голове, с обязательным атеизмом. Молчать, значит толкать доверчивых людей под откос. Надо спасти что еще возможно, и переходить в наступление по всей линии против главного врага всех народов.

И еще я думаю, Ваш отец одобрил бы желание навести. элементарный порядок в проблеме об интеллигенции и ввести верную терминологию. Камушки и цветочки в наши дни разложены давно по полочкам, а образованные и неучи, гении и тупицы, светочи и преступники свалены в одну кучу с общим названием. Это удобно именно тем, кто хочет спрятаться, но продолжать свою подрывную деятельность. При этом возможно слыть передовым и умным, а несогласных шельмовать реакционерами.

Мне очень хотелось бы донести до Вас дыхание угнетенных. Жаль, если не удалось. Но действительность, к сожалению, подтвердила пророчества Вашего отца и его единомышленников.

За все приходится расплачиваться. За безумство маньяков, фанатиков и изменников народы России заплатили дорогой ценой. Так не наш ли долг открыть глаза Западу на то, что ему готовят молодчики из той же породы людей?

Из Вашего письма я понял, что Вы считаете, что эта проблема сложнее. Но я не ставил вопрос во всем объеме, а лишь решил внести элементы необходимой классификации да предложил покончить с причислением к лику святых. Стыдно, что русская эмиграция до сих пор сама не решилась (умения никакого для этого не требуется) сказать всю правду об интеллигенции и провести честное размежевание.

1 Г. П. Струве — известный литературовед, составитель бесценных собраний сочинений русских поэтов (Гумилева, Мандельштама, Цветаевой и других).
Российский общественный деятель Петр Струве, отец Глеба Струве,— участник знаменитых сборников «Вехи» (1909) и «Из глубины» (1918), в которых цвет мыслящей России грозно предупреждал интеллигенцию о ее вредоносной для страны и народа деятельности.