Созидатели и разрушители. Глава 3. Погром единства католического мира

1. Об искажении догматов Вселенской Церкви

Воля Бога, как высочайший этический закон, выражена в догматах Вселенской Церкви Христовой. В XVI веке искажение догматов привело к образованию протестантских сект. Рассмотрим главные доводы их ересиархов:

— Лютер обосновывал свой тезис о спасении человека только верой на основании посланий Апостола Павла к Римлянам, в которых последний считал, что вера в Христа должна заменить массу обрядных правил иудейской религии, которые он называл «делами закона». Распространив это положение на любые угодные Богу дела, Лютер вошел в противоречие с евангельской истиной о том, что «вера без дел мертва» (Иак. 2.20), и с деяниями Иисуса Христа. Спаситель проповедовал, обличал искусителей и лицемеров, смирял злоумышленников, изгонял из храма за недостойное поведение, изобличал власть имущих, исцелял, совершал чудеса, молился, длительно постился. Смысл Его общественного служения в необходимости преодоления сопротивления во исполнение воли Бога. Тезис Лютера об освобождении от первородного греха только верой и благодатью, которая может снизойти на верующего, тоже отрицает угодные Богу дела во спасение души. Оба тезиса Лютера были направлены против деятельности Церкви, в частности против монашества и религиозных рыцарских орденов, и тем самым разрушали устои католического мира.

— Кальвин и Цвингли отрицали реальное присутствие Бога в причастии, придавая ему лишь символическое значение поминания. Тем самым они опровергли слова Христа: «...приимите, ядите; сие есть Тело Мое» (Мф. 26.26), и разрушили мистический смысл евхаристии.

— Кальвин считал, что Бог приговорил одних людей к вечной жизни, а других к вечному проклятию. Искупление дано не всем людям, а лишь избранным, тем, кто обладает верой.
Тем самым Кальвин противостоит учению Христа, который не делил людей, помогал всем, не гнушаясь падшими, обличал фарисеев за их высокомерное отношение к простым людям («...не здоровые имеют нужду во враче, но больные» (Мф. 9.12).

— Все три ересиарха призывали к возвращению к примитивной Церкви и критиковали церковную иерархию. В нарушение слов Христа о Церкви с Его наместником (Мф. 16.18, 19) в созданных ими сектах были отменены сан епископа и таинство рукоположения в священники. Тем самым был предан забвению пример Апостола Петра — первого епископа Рима — и почти всех апостольских мужей и Отцов Церкви, носивших высокий сан епископа, а также Апостола Павла, положившего много труда на создание местных церквей с их пастырями.

В существующей в XVI веке церковной иерархии требовалось навести порядок, но не сокрушать саму Церковь. Отрицание таинства рукоположения в священники епископом давало возможность каждому прихожанину занять место пастора и толковать вкось и вкривь Библию. Этому способствовало и протестантское нововведение о свободе исследования (толкования) Библии любым мирянином.

Вопреки вероучению Церкви отрицались не только Папа и епископы, но и почитание Богоматери и святых, безбрачие священников, монашество. Вопреки традициям отрицались иконы и статуи в Церкви, латынь, грегорианское пение, орган во время богослужения, чем полностью была разрушена его торжественность.

И результате кощунственных реформ христианского вероучения ересиархами, заменивших мистическую силу веры сектантской пустотой, произошел погром единства католического мира. За нарушение и искажение этических законов, данных Богом, пришлось расплачиваться человечеству:

— два столетия в Европе бушевали свирепые религиозные войны;
— миллионы были совращены ересью, расплодились секты, образовались антихристианские центры, безбожие заполонило мир.

2. О методах разрушителей Церкви

Только при трудолюбии, воле, желании и большом числе затраченных часов работы возможно постигнуть сложнейшее вероучение Католической Церкви. Немало выходцев из народа обладали этими данными и целиком посвятили себя этому делу. Из них формировались светочи Церкви: Папы, ученые, священнослужители. В век ересиархов нижний этаж клира состоял часто из неучей, из-за лени, отсутствия трудолюбия и усидчивости не одолевших латынь, а лишь зазубривших азы вероучения и в силу этого обладавших самыми примитивными религиозными представлениями. Если такой неудачник обладал явными душевными изъянами, например завистью, злобностью, непомерным себялюбием, переходящим в гордыню, отвращением к высокому проявлению духа, то он был горючим материалом для распространения ереси. Доктрины Лютера и Кальвина были для него истинной находкой, так как ему предоставлялась возможность, ничего не изучая, отрицать, высмеивать христианскую веру, издеваться над ней и при этом считать себя проводником истины. Ряды еретиков пополнялись не только неучами, но и неудачниками, не сумевшими занять в церковной иерархии положение, удовлетворявшее их самолюбию, и они вымещали свою злость в памфлетах против Церкви, подливая масло в огонь.

История ересей и религиозных войн позволяет проследить поведение еретиков. В любой епархии, где разрушители христианского единства могли приложить свои силы, события развивались по одной и той же схеме. Поскольку подавляющее число прихожан, верные католичеству, отказывались принять протестантские новшества, обозленные еретики уничтожали в церквах иконы и ломали статуи. Католики давали отпор этому издевательству над верой, и светские власти приговаривали наиболее опасных иконоборцев к казни. Но для еретиков святотатцы становились мучениками, и их фантазия и жажда мести лишь возрастали. Еретики убивали священников, монахов, лучших католиков и тем самым терроризировали остальных прихожан. Их мечта сбылась: сея смуту, они смогли стать вожаками и жить за чужой счет. Несмотря на террор, жертвы нередко объединялись в вооруженные отряды, чтобы прекратить разбой в стране. Упорные столкновения в отдельных приходах переросли вскоре в кровопролитные беспощадные религиозные войны. Мирные жители стали жертвой бандитизма и переносили невероятные страдания. Вакханалия убийств в Европе не прекращалась. Лишь одна 30-летняя война обескровила и ослабила целые страны, вернув их в состояние одичания (например, чехи были почти поголовно уничтожены).

3. Чего могло бы избежать общество в своем развитии

Если бы в XVI веке удалось покончить с протестантскими ересями, то единство католического мира не было бы нарушено, и развитие общества могло бы быть иным, более благоприятным:

— Великим благодеянием для Европы было бы отсутствие религиозных войн.
— Эксплуатация на заре капитализма (Англия времен чартизма) не приняла бы чудовищных форм, и отношения между капиталистами и рабочими были бы мягче и человечнее.
— В заморских владениях были бы запрещены работорговля и грабеж, ибо имели бы место апостольская миссия обращения в христианство и помощь братьям по вере. Развивающиеся народы не были бы брошены на произвол судьбы и пришли бы по достижению зрелого состояния к политической самостоятельности.
— Менее опасными и кровопролитными были бы местные военные конфликты, и не перешли бы они в мировые войны. Таким образом, человечество избежало бы Ленина с СССР и Гитлера.
— Теоретические исследования атомной энергии велись бы с мирной целью, и атомная бомба, естественно, не была бы изготовлена.

Таков далеко не полный перечень бед, которых могло бы избежать человечество, несмотря на подрывную работу разрушителей.