I. Люди доброй воли могут не дать остановиться миру-маятнику

Форма жизни людей — следствие их борьбы друг с другом за материальные и духовные ценности. Развитие общества следует за появлением идей, плодотворных или губительных, и зависит от активности людей, находящихся в их плену.

Если идеи положительны, то большая часть населения добровольно участвует в жизни общества, которое развивается нормально и занимает устойчивое положение. Если идеи ошибочны, отрицательны по своей природе, то они неизбежно вызывают протест самых широких слоев населения и могут внедряться только за счет его свирепого подавления. Методами насилия можно навязать многое, но при этом создается неустойчивое равновесие, которое поддерживается только режимом угнетения.

Современный мир представляет единый дом с общим фундаментом, стенами и крышей. На обитателей сильно или в достаточной мере влияют беспорядки, пожар, разрушения в одной квартире. Особенность нашего дома в том, что часть жильцов подчиняется справедливым гражданским законам и имеет достаточно высокий уровень жизни. Но значительное количество обитателей гораздо беднее и устроено намного хуже. Треть из них попала в руки захватчиков. Их терроризируют и усиленно эксплуатируют. В ближайшей перспективе существуют лишь три возможности:

— Угнетенные свергнут власть захватчиков и перестроят свою жизнь по образцу свободных жильцов. Тогда общими усилиями при взаимной помощи все обитатели дома вступят на путь невиданного процветания.
— Захватчикам удастся распространить власть на всех обитателей дома, и он превратится в тюрьму, где над людьми будут творить любую расправу.
— В результате военных взрывов дом со всеми обитателями взлетит на воздух.

Естественно, что усилия разумных и честных людей должны быть направлены на осуществление первой возможности. Когда с атомным и другим оружием массового уничтожения будет покончено, сравнительно просто будет достигнуть экономического процветания. Но гораздо труднее будет победить массовую порчу людей, развал душ, процветание пороков и низменных инстинктов, являющихся следствием чрезмерного благополучия.

Шпенглер, Тойнби и другие современные философы считали, что в предшествующие эпохи жизнь ведущих народов протекала по законам обособленных, цивилизаций, то есть по схеме: рождение — расцвет — гибель. Такое развитие можно уподобить размаху маятника, то есть его переходу из одного крайнего положения в другое. В исходном положении (первом крайнем положении) маятник набирает скорость, и, когда она становится максимальной, то есть когда вся энергия переходит в кинетическую энергию, он достигает среднего положения. Затем его скорость начинает уменьшаться, и маятник останавливается во втором крайнем положении. На этом кончается аналогия с физическим маятником. На протяжении веков народы, дошедшие до второго крайнего положения, погибали вследствие внутреннего разложения *, тогда как маятник движется в обратном направлении и достигает исходного положения потому, что в начале движения он обладает большой потенциальной энергией, которая снова достигает исходной величины в конце размаха маятника.

* По сведениям А. Тойнби по этой причине погибло около 40 цивилизаций.

Маятник-цивилизация в начале своего движения-развития обладал запасом неизрасходованных духовных сил народа при ничтожных материальных ценностях. В конце размаха такого маятника материальные ценности обычно достигали высокого уровня; напротив, запас духовной энергии оскудевал. Люди не способны были защитить свою цивилизацию от враждебных сил, и она погибала.

Успехи науки и техники, мировые войны, возросшие международные связи, вмешательство сверхдержав в жизнь других стран, наличие оружия массового уничтожения и многие другие причины вынуждают народы развиваться совместно. Но политическое и экономическое положение в странах различно. Мир охвачен жаждой преуспеяния в ущерб духовным запросам. В богатых странах Свободного мира уже появились признаки разложения, другие его формы существуют в странах с коммунистическим режимом. Таким образом, развитие человечества в наши дни можно тоже уподобить огромному движущемуся маятнику, приближающемуся к конечной точке размаха.

Люди доброй воли всех стран земного шара, вооруженные сильными, научно обоснованными идеями усовершенствования общества, могут создать решающий перелом в критической точке (в момент остановки маятника) и преодолеть надвигающийся распад. Если это произойдет, то огромный мир-маятник начнет выполнять иную, более разумную и целесообразную программу, и его новая осцилляция (размах маятника) переведет человечество на более высокую ступень духовного развития.

В наше время по модели мира-маятника в одиночку не в состоянии развиваться даже самый большой народ. Он вынужден будет окончить свое существование в критической точке первого размаха маятника, так как в состоянии упадка из недр одного народа не может появиться нужное число людей доброй воли, способных произвести решительный переворот. Только многие народы, судьба и духовное здоровье которых различны, могут дать большое число таких людей. Люди доброй воли предотвратят гибель человечества и направят его развитие по более достойному пути, если в критические моменты, несмотря на огромное сопротивление разных сил, смогут не дать остановиться миру-маятнику. Тогда при каждом новом размахе маятника будут возрастать духовные и материальные ценности общества.

Подведем итоги. Современный мир в последней четверти двадцатого века достиг огромных результатов; одновременно он впал в колоссальные заблуждения, совершил чудовищные преступления, в нем распространяется ядерное оружие. Мир необходимо вывести из тупика. Для этого следует с помощью плодотворных идей найти конструктивное решение, отвечающее четырем фундаментальным требованиям:

— Исходить из государственных институтов Свободного мира и его социальной структуры, требующих усовершенствования, но не коренной ломки.

— Заменить режимы в тоталитарных государствах правительствами из подлинных представителей
народа.

— Силами передовых промышленно развитых стран Свободного мира создать условия для полноправного развития народов третьего мира соответственно их национальным традициям (т. е. не ограничиваться лишь помощью этим странам).

Ответственность за выполнение этих требований должна быть возложена на международные организации. Им предстоит гарантировать стабильность общества и обеспечить защиту людей в состоянии тревоги.

При осуществлении фундаментальных требований станет возможным достижение людьми первостепенных для них целей:
— Сохранить для передовых западных стран достигнутый уровень гражданских свобод, перейти к его усовершенствованию и помочь его достигнуть в других странах.

— Создать прогрессивную экономическую и социальную структуру, обеспечивающую высокий уровень жизни всего населения нашей планеты.

— Гарантировать стабильность системы в целом и недопущение террористических, тоталитарных и деспотических форм правления.

— Уничтожить все атомное и ракетное оружие, строго ограничить калибр, дальнобойность, скорострельность стрелкового оружия. Запретить химическую, биологическую и другие еще неизвестные доселе формы психической войны. Установить контроль над лабораториями и предприятиями, способными втайне создавать запрещенное оружие, предназначенное в первую очередь для массового уничтожения.

— Поддерживать природу в цветущем состоянии.

— Создать наилучшие условия для гармонического развития души и тела.

Наш мир-маятник уже приблизился к критической точке. Решение намеченных проблем требует инициативы и жертв. Пассивность людей доброй воли, непонимание ими опасности, нежелание исполнить свой долг приведут мир к гибели. От активности людей доброй воли зависит блистательный путь человечества. Их усилия должны быть направлены на создание новой осцилляции мира-маятника, которая не даст ему остановиться.

Новые осцилляции обеспечат сохранность мира-маятника. Поэтому, когда мир-маятник в очередной раз будет приближаться к критической точке, людям, облеченным высоким доверием общества, надлежит произвести сознательное нарушение ритма экономической жизни основных контингентов населения, то есть начать новую осцилляцию. Ее выбор должен быть решен в ходе идейной и экономической борьбы, протекающей в условиях настоящих демократических свобод, то есть осцилляция должна быть одобрена населением. В дальнейшем при совершенствовании социальной и экономической системы возможно будет без потрясений переходить к новым осцилляциям.

Конструктивные решения этой части опираются на законы природы, данные пауки и положения, проверенные жизнью.